Почему в России не развивается «культурный туризм»?
В Северной столице в конце прошлой недели в Государственном Эрмитаже Петербурга прошел XII-ый Международный круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма»
В течение трех дней более 120 специалистов, представляющих многочисленные музеи 37 регионов России, а также их коллеги из 7 зарубежных стран, делились опытом и обсуждали проблемы взаимодействия с туристическим бизнесом и развития учреждений культуры.
Однако основным вопросом, более всего волновавших присутствующих был вопрос по-прежнему слабого развития «культурного» туризма в стране: почему при наличии огромного числа достопримечательностей и музеев в России в стране так слабо развит «культурный» туризм?
Картину ярко обрисовал руководитель берлинской туристической Intercentre Group Travel Company Олег Туманов.
«По данным ВТО, по культурному потенциалу Россия занимает одно из первых мест в мире, а вот по событийному туризму – только 45-е. Происходит это, скорее всего, потому, страна не умеет использовать свои туристические возможности в сфере культуры, а государство прикладывает мало усилий для их продвижения на международном рынке», - полагает Олег Туманов.
В качестве яркого примера он напомнил о нескольких небольших немецких городках, которые, используя свой исторический и культурный потенциал, «грузят» имеющиеся в них отели и другую инфраструктуру туризма на 80%.
Об этом же говорил и недавно посетивший Петербург руководитель Pacific Asia Travel Association (PATA) Мартин Крейгс. По оценке руководителя PATA, лишь одна достопримечательность мирового уровня позволяет привлечь в дестинацию около 3 млн туристов.
Сложившуюся ситуацию в сфере отечественного «культурного» туризма легко оценить и по цифрам: если Петербург в 2013 году посетили около 6,3 млн туристов, то Берлин – 25 млн человек, а Париж – 32 млн.
По мнению значительной части присутствовавших на мероприятии, ситуация во многом определяется слабым взаимодействием музейщиков с турбизнесом и организаторами событий. К примеру, количество посетителей музеев Петербурга довольно быстро растет: в 2013-м практически все увеличили прием на 10-15%, а один только ГМЗ «Петергоф» принял почти 4,9 млн человек – чуть меньше, чем живет в северной российской столице.
В немалой степени пробелам во взаимоотношениях между участниками рынка способствует и нехватка специалистов нового формата, способных «продавать» услуги музеев. По мнению начальника сектора туризма и спецпрограмм Государственного Эрмитажа Ольги Архиповой, «вместо того чтобы учить студентов на современном междисциплинарном уровне, зачастую преподавание ведется в соответствии с чиновничьими рекомендациями, которые имеют мало общего с реальностью».
При этом большинство участников форума выразило уверенность, что музейные программы, которых сейчас очень много, должны быть только лишь частью общей системы привлечения туристов в ту или иную дестинацию.
И российские, и зарубежные эксперты не сомневаются в том, что современный музей должен быть не столько «объектом показа», сколько площадкой, на которой могут реализовываться интересные для жителей и гостей любого города проекты.

