Главная > Инвестиции в свое – безопаснее и надежнее

Инвестиции в свое – безопаснее и надежнее

4 Марта, 2025

Илья Сорокин

Курорты начинают пожинать плоды своей инвестиционной стратегии. Те, которые тщательно анализируют рынок и делают ставку на качественные отечественные решения, уже обновляют свой парк оборудования или готовятся к открытию новых горнолыжных склонов. Те же, кто пытается сэкономить и доверяют китайскому демпингу, срывают планы и несут финансовые потери.

Риск оказался неблагородным делом

Горнолыжная отрасль России столкнулась в этом году с казусом, который может иметь прецедентное значение для всего внутреннего туризма страны. Один из отечественных курортов – приморский «Арсеньев» — попал в неприятную историю, решившись оборудовать свои склоны китайскими канатными дорогами. Результат плачевный: курорт так и не смог открыться в назначенные сроки, а впереди еще новые проблемы, в том числе и финансовые.

Стоит напомнить, что горнолыжные курорты России, после ухода европейских производителей оборудования (ратраков, снеговых пушек, канатных дорог и так далее) с 2022 года, перешли на другие рельсы: нужно было оперативно решать вопрос ремонта инфраструктуры, а также будущего оснащения трасс. Крупные курорты провели серьезную аналитическую работу. К примеру, у курорта Манжерок (его развивает Сбербанк РФ) даже есть собственный аналитический Центр, специалисты которого глубоко изучали рынок производства канатных подъемников. Параллельно российские власти быстро включили в действие различные программы господдержки и курортов, и производителей подобного оборудования.

При этом Минпромторг сообщал, что стоит задача подъема отечественной промышленной отрасли, и курорты будут получать льготы, только если покупают российское оборудование.  Тем самым, в плюсе обе стороны: производители увеличивают свои мощности и развивают производство, а курорты могут оснащать свою территорию надежным оборудованием.

Кроме того, специалисты предупреждали рынок еще в прошлом году, что связываться с Китаем может быть опасно — как с точки зрения качества и безопасности продукции, так и с точки зрения финансовых рисков: Китай будет избегать двойных санкций со стороны США, а это уже в 2024 году начало срывать многие сделки и платежи между РФ и КНР. Например, экономист и бизнес-аналитик Николай Серов отмечал, что низкая цена Китая — как в сфере производства канатных подъемников, так и в других отраслях — часто становится для России «сыром в мышеловке», соблазнительно, но чревато проблемами: «Это грозит серьезным финансовым ударом по бюджету российской стороны-приобретателя».

Однако не все представители туротрасли прислушались к предупреждениям коллег, профильных ведомств и экспертов рынка. А ведь так и получилось, прогнозы уже сбываются. Первым в эту «яму» провалился курорт «Арсеньев», о котором мы сказали выше. Решился-таки поставить у себя канатную дорогу производства китайского холдинга BMHRI. Итог — уже не первый срыв старта сезона, а теперь уже можно точно сказать, что в этом году любители горных лыж в «Арсеньеве» не покатаются. Местные власти ситуацией недовольны, а министр экономического развития Приморского края Андрей Блохин оправдывался тем, что проблемы возникли с платежами и с поставками оборудования: «В «Арсеньеве» мы ожидали, что у нас всё-таки в декабре начнёт работать подъёмник. Сейчас уже сроки перенесли на первый квартал 2025 года. Но есть риски, что всё-таки и в первом квартале тоже не успеют». 


На обещаниях стратегию не  построить

Наша редакция уже обращалась к теме инвестиций в туротрасли России, и, как верно отмечал экономист, финансовый аналитик Алексей Пущин, долгосрочные вложения — наиболее рискованный вид инвестиций, и здесь нужен серьезный подход.  Возвращаясь к этой теме, Алексей Пущин говорит, что налицо явная непродуманность действий: «Возможно, стратегия была в том, чтобы сэкономить, ведь известно, что Китай демпингует, тем самым мешая отечественным производителям выходить в первые ряды. Итог — это не только мешает развиваться российской промышленности, но и сбивает с толку отечественный бизнес, который почему-то верит обещаниям китайцев, соглашается на, вроде бы, выгодные предложения, вкладывает миллионы — а потом, как мы видим, попадает на еще большие расходы».

По мнению экономиста, сделана большая ошибка: «Срыв сезона для любого курорта — это огромные потери. Незапуск курорта — это еще и потеря доверия, удар по имиджу. И это на фоне того, что другие российские курорты вполне успешно начали двигаться по пути импортозамещения и уже закупают отечественные комплектующие, заказывают российские канатные дороги. То есть, казалось бы, есть пример для подражания, а вместо этого было принято такое рискованное решение».

Как ранее подчеркивал Алексей Пущин, Китай всегда преследует собственные интересы: «Китай безэмоционально решает бизнес-вопросы. В данном случае это государство не беспокоят обязательства дружбы с Россией, главное – выгода. Деньги решают все». И случай «Арсеньева» это только подтверждает. Думается, этот опыт будет полезным для туротрасли. Скажем, к китайским предложениям присматривался российский холдинг «САМСОН», эта компания специализируется на строительстве инфраструктурных объектов в курортных зонах Краснодарского края.  Но, возможно, проблема «Арсеньева» — полезное предостережение и защитит от рискованных решений.

«Демпинг ведет к низкому качеству»

Заместитель директора Центра изучения Китая СПбГЭУ Анастасия Ковалева соглашается, что сегодня нельзя так легко доверять партнерству с Китаем. Это может быть опасно экономически и даже не выгодно, несмотря на выгодность цены (а цена низкая, опять же, потому что снижено качество китайской продукции). «То, что Китай демпингует, — это опять же игра в своих интересах. Китай так действовал всегда. В тендерах, как правило, выбирают того, кто предлагает дешевле, он и выигрывает, но это имеет обратную сторону медали, - поясняет Анастасия Ковалева. - Это явно снижает требования к качеству. Так что, если и закупать китайское оборудование, пока мы растим свою промышленность, то нужно четко прописывать критерии, которым оно должно соответствовать».

Да и нужно ли вообще возвращаться к зависимости от импорта — большой вопрос. В частности, глава Минпромторга Антон Алиханов заявил, что на российском рынке «никого с распростертыми объятиями не ждут», да и западному бизнесу еще нужно будет «за все платить, за все свое поведение». 

«Курортам не стоит ждать у моря погоды и надеяться, что вдруг в Россию вернутся те же Doppelmayr или Poma, - считает Алексей Пущин. — Я думаю, власти не зря сейчас поднимают вопрос о том, что западный бизнес если и пустят назад, то условия будут очень жесткие. Это была вовсе не временная пауза в ожидании их возвращения: за минувшие пару лет отечественная экономика сделала хороший рывок. Опытный бизнес вкладывает крупные инвестиции именно в российское производство. Это касается и туристической отрасли. Вспомним пословицу: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!». Надо не искать выгоду в дешевых китайских предложениях или надеяться на европейских партнеров, а брать решения, которые уже есть на нашем рынке — и которые вполне конкурентоспособны по качеству. Отмечу, что Китай вовсе не во всех сферах способен выдать передовые технологии, а стандарты надежности, безопасности и гарантийные сроки у китайского оборудования часто снижены. К тому же, как мы уже видим на практике, китайские партнеры могут жестко подвести со сроками, поставками и платежами. Это риски».

То, что Азия может подвести российский рынок, поставляя некачественное и небезопасное оборудование, ранее отмечалось и профильными ведомствами — поэтому различные меры господдержки и направлены на то, чтобы помочь именно отечественному бизнесу. «У нас на рассмотрении есть курорты, которые активно пытаются не просто купить китайские канатные дороги, но и субсидировать либо обнулить таможенные пошлины на ввоз этих канатных дорог. Я людям бизнеса говорю простую вещь: у вас есть деньги, покупайте что хотите, мы не лезем, но если вы приходите ко мне за обнулением пошлин или субсидированием кредитов, то извините, я буду против», - отмечал в прошлом году на Форуме туристических территорий заместитель директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга Иван Трощенков. 

«Пусть китайцы конкурируют за наш рынок, а не мы с ними, - резюмирует Анастасия Ковалева. — Китай заинтересован в расширении экономического присутствия в РФ, потому что другие страны используют в отношении китайской продукции высокие пошлины. Нам надо воспользоваться этим и приоткрывать рынок именно на наших условиях».


Возрастная категория 18+

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 – 69104, выдан 14.03.2017