Главная > Думать на ход вперед: что обеспечит эффективность вложений в туристическую индустрию

Думать на ход вперед: что обеспечит эффективность вложений в туристическую индустрию

18 Марта, 2024

Прогнозируемый рост горнолыжной отрасли сопряжен с серьезными инвестициями в оборудование существующих и новых трасс. В условиях изменения структуры рынка и ухода западных партнеров на курортах будут появляться новые канатные дороги. Построят ли их китайские или российские производители -  от этого зависит успешность развития курортной территории.

Инвестиции в туристическую отрасль России выросли за 2020–2023 годы в три раза, сообщил на форуме устойчивого развития «Путешествуй!» замглавы Минэкономразвития Дмитрий Вахруков. По прогнозам замруководителя ведомства, в 2024 году инвестиции в сектор могут достичь 700 млрд рублей. Это сильная цифра, а необходимость роста вложений в сферу туризма поддерживается еще и приоритетной целью развития национального проекта «Туризм и инвестиция гостеприимства». В отрасль стараются привлекать и государственные, и частные инвестиции, ведь, как поставил задачу Президент России Владимир Путин, к 2030 году надо достичь уровня 140 млн турпоездок.

Горнолыжка растет в цене и в привлекательности

Чтобы привлечь россиян к все более активной вовлеченности в путешествия по родной стране, нужно не только серьезно расширять номерной фонд отелей и других объектов размещения, но и вкладываться в саму индустрию гостеприимства, в том числе в окружающую инфраструктуру. Это не только логистика, дороги, инженерные коммуникации, объекты общественного питания, но и сама суть курортов: обеспечение оздоровительных и спортивных активностей, а значит, вложения в оборудование, в технику. У горнолыжных курортов – своя особенность, они требуют еще больших вложений: огромную часть бюджета здесь приходится направлять на сооружение канатных подъемников, это «артерии» горнолыжных трасс, от их качества, безопасности, комфорта зависит и притяжение туристов на курорт.

Пользу вложений в горнолыжную отрасль инвесторы уже чувствуют: интерес к внутреннему туризму в этой сфере серьезно растет. По оценкам экспертов, протяженность горнолыжных трасс в России уже за ближайшие 5 лет может вырасти в 1,5 раза и составит 2 тысячи километров, а еще в 3 раза вырастет количество мест размещения на зимних курортах. Сейчас, по оценкам вице-президента Ассоциации туроператоров России Сергея Ромашкина, сейчас около 150-200 мест принимают лыжников и сноубордистов. На зимние курорты за активным отдыхом ежегодно в России выезжает 4,2 млн человек, и эта цифра растет. В этом году, подсчитали в АТОР, спрос на отдых на горнолыжных курортах вырос на 8%.  

Куда отправится миллиард

Государство не остается в стороне. Один миллиард рублей – именно столько вложит федеральный бюджет на поддержку инвестиционных проектов по развитию горнолыжных курортов. Причем помощь получат проекты, рассчитанные на не менее чем 500 тысяч посетителей в год – этот показатель нужно будет достичь через два года после ввода объекта в эксплуатацию. Инвесторы смогут получить льготные кредиты и использовать их на инфраструктуру. Деньги будут направлены на сооружение на курортах новых объектов, а также модернизации канатных дорог, оборудования трасс, закупки необходимой техники. Глава Правительства РФ Михаил Мишустин подчеркнул, что прорабатывался вопрос о производстве необходимого оборудования в России, и нужно решить все сложности, которые еще есть на этом пути. "Но по тому, как доложили, у нас есть все возможности такое производство наращивать и заниматься, в первую очередь, его качеством", - заметил Михаил Мишустин.

В первую очередь, на такую господдержку могут рассчитывать крупные курорты, они напрямую подпадают под условия субсидирования. Но и небольшие курорты могут поднажать и воспользоваться перспективой получить поддержку на вкладываемые инвестиции.

Однако надо заметить одно из важных замечаний Правительства РФ: будет обращаться внимание на то, в какое именно оборудование вкладываются инвестиции. Федеральные власти намерены поддерживать отечественных производителей, тем самым убив двух зайцев: развивать туристическую отрасль и одновременно стимулировать рост российской промышленности и выполнять задачи импортозамещения.

Цепочка идет дальше к самим производственникам. Развитие туризма в стране и желание государства поддерживать инвесторов и российских производителей – это серьезный профит для промышленности. Так что оснастить инфраструктуру курортов современной техникой, оборудованием – сегодня это выгодная цель для отечественных предприятий. Есть где развернуться: сейчас в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в России реализуется свыше 100 крупных проектов в 38 регионах, и это те же горнолыжные курорты на Кавказе, Алтае, в Сибири, на Камчатке, Сахалине и так далее.

«Инвестиционная деятельность – рискованный вид финансового управления. И самые рискованные вложения – долгосрочные, ведь они не сразу дают отдачу. Чтобы обеспечить долговременную финансовую стабильность и устойчивость объекта вложений, нужен продуманный стратегический подход. Инвестор должен четко просчитать эффективность своих вложений. Ситуация в туристической отрасли складывается сегодня довольно выгодно для бизнеса. Это синергия самых важных составляющих: во-первых, рост спроса, во-вторых, масса свободных ниш для вложений, много новых развивающихся туристических зон и курортов, в-третьих, пристальное внимание и широкая поддержка государства.  На этих трех китах можно отлично сыграть – и выиграть. Но вот во что вкладываться, как грамотно распорядиться своими деньгами - здесь важно не ошибиться», - рассуждает экономист, финансовый аналитик Алексей Пущин.

Перетягивание каната: кто кого?

Господдержку уже получают российские производители канатных дорог: их опыт и качество работы по достоинству оценены на правительственном уровне. В России подъемные механизмы производят такие компании как «ТверьКанатДор», «РУСЛЕТ», НКД, «ТР Системы». Некоторые уже получили и заказ на разработку канатной дороги для курортов страны, скажем, российская канатка появится на Архызе. Почему власти делают ставку на отечественных производителей подъемников? Во-первых, история развития горнолыжной отрасли и смежных сфер экономики насчитывает не одно десятилетие, есть наработанные знания, а профессионалов новой волны сейчас уже готовят – между прочим, в эту работу включились и те же отечественные компании (например, «РУСЛЕТ» работает в этом ключе с МГТУ имени Баумана и Политехническим университетом). Во-вторых, отечественные подъемники оказываются не только конкурентоспособными в соотношении с европейскими аналогами, но и подчас превосходят их по качеству. В-третьих, это четкое соответствие и европейской системе качества канатного оборудования, и собственным внутренним российским нормам (которые к тому же будут ужесточены в этом году). В-четвертых, это гарантия оперативного сервисного контроля и обслуживания, когда компания-производитель держит руку на пульсе и постоянно следит за состоянием и работоспособностью своего оборудования.

Об оснащении российских курортов оборудованием европейским сегодня разговора нет, ведь западные бренды ушли из России, это коснулось и производителей канатных дорог: как бы им самим не хотелось продолжать сотрудничество с российскими курортами, ситуация диктует свои правила. Да, отечественные курорты еще катают горнолыжников и сноубордистов на креселках таких брендов как Doppelmayr Seilbahnen GmbH, Poma, Bartholet. Но это не может продлиться вечно: канатные дороги требуют постоянного обслуживания, обеспечения запчастями и так далее.

Кто может оказаться конкурентом наших российских производителей канаток? Азиатские производители. И это понятно, ведь Россия, при резком откате западных партнеров в бизнесе, была вынуждена обратиться к Востоку и Азии, и российский рынок оказался интересен для азиатско-тихоокеанского региона, южных и восточных стран. «С одной стороны, мир наблюдает бурный рост экономик ряда азиатских стран, допустим, того же Китая, который превратился из страны с официальным статусом «развивающаяся» в страну, которая активно развивает собственную промышленность. Это уже не «мировая фабрика», не только из-за политической напряженности между Китаем и США, но и из-за собственных амбиций – хотят сами быть первыми, - говорит Алексей Пущин. - Но до первенства пока еще далеко, далеко не во всех сферах Китай может добиться высшего уровня качества. Полностью полагаться на готовность азиатских партнеров заместить продукцию ушедшего с российского рынка европейского и американского бизнеса России пока нельзя. В ряде отраслей Китай не может составить конкуренцию и нашим российским брендам».

Рынка канатных дорог это тоже касается. Да, Китай научился их делать еще несколько десятилетий назад – при этом взяв на вооружение те же европейские наработки. Скажем, китайский государственный холдинг Sinomach Group – входящая в него компания BMHRI – производит канатные подъемники, и оснастил ими более 50 процентов собственного рынка. Но уровень китайских канатных дорог пока не достиг европейского, к тому же они и остановились на уже устаревших европейских технологиях, нынешние разработки Европы давно уже ушли вперед. Соответственно, не сможет гарантировать необходимое качество и российским курортам: здесь стоит учитывать сочетание разных факторов, начиная от климатических (российским зимам нужны подъемники, справляющиеся с низкими температурами) и заканчивая требованиями безопасности: проблема в том, что китайское оборудование не сертифицируется, попадая в Россию. Инвестиции в такие механизмы, тем самым, несут в себе риски: курорт только после установки подъемника, уже на практике эксплуатации, сможет убедиться в качестве его работы. К примеру, сейчас китайцы ставят оборудование BMHRI на нескольких объектах в России, но в эксплуатацию оно пока не введено, однако уже сейчас по ходу дела оказалось, что приходится что-то дорабатывать, а ведь это не заводское производство – получается, российским туристам могут предложить кататься на доделанных подъемниках. В этом варианте их надежность тем более под вопросом.

Еще один момент. Тот же Doppelmayr Seilbahnen GmbH, к примеру, всегда гордился тем, что он работает комплексно: «Мы стали позиционировать себя как поставщик комплексных решений для конечных заказчиков, а именно как компания, от начала до конца отвечающая за свою продукцию. На данный момент мы единственный производитель оборудования канатных дорог, кто работает «под ключ». Если раньше мы только продавали оборудование, сейчас мы и проектируем, и строим и вводим в эксплуатацию», - отмечал директор ООО «Доппельмайр Раша» Максим Синельников

Но Китай такой подход обеспечить не сможет, просто физически. Нет продуманной логистики, нет сервиса в России, нет той самой конечной ответственности за работу оборудования. И нет такого же качества, как у Европы. А вот российские производители как раз могут продолжить традицию европейцев работать «под ключ»: у отечественных компаний есть все условия и возможности брать курорт полностью под свое крыло и обеспечивать туристическую зону своей канатной дорогой начиная с проектирования и заканчивая установкой и последующим постоянным обслуживанием.

«Новое оборудование, которое к нам ввозится, законодательно не подлежит подтверждению соответствия требованиям безопасности. А техническое состояние, надежность и долговечность оборудования, бывшего в эксплуатации, невозможно абсолютно достоверно проверить и подтвердить вплоть до окончания его монтажа», - замечает председатель Технического комитета по стандартизации ТК 289 «Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта» Георгий Плотников.

Как подчеркивает эксперт, крайне важно подтверждение технических требований для оборудования при его выходе на российский рынок. «Пассажирская канатная дорога, которая может эксплуатироваться и 50 лет, должна быть однозначно надежной и долговечной, но при этом соответствовать современным требованиям безопасности, которые год от года повышаются», - отмечает Георгий Плотников.

Искусство стратегического мышления

В экономические процессы неизбежно вплетается политика. Давняя мудрость гласит, что с восточным партнером нужно быть осторожным. Китай, уверенно двигаясь на российский рынок (тот же автопром – хороший пример), преследует собственные интересы, а не заботится о решении трудностей России. Как говорится, ничего личного - только бизнес. Поэтому включаться эмоционально в потребности российского рынка Азия не будет.

К примеру, сейчас Китай нашел альтернативу российскому газу. Его интересуют более дешевые поставки СПГ (сжиженного природного газа). Ведь Китай - крупнейший в мире импортер СПГ. А СПГ – конкурентоспособен в отношении нефтепродуктов и трубопроводного газа из России. Это поможет Китаю дать шанс росту своей экономики, которая последнее время находится в некой стагнации.

«Это пример того, как Китай безэмоционально решает бизнес-вопросы. В данном случае это государство не беспокоят обязательства дружбы с Россией, главное – выгода. Деньги решают все. Но это как раз показательно. Почему бы и России не вести себя так же?», - замечает Алексей Пущин.

Российский рынок тоже должен смело искать – и находить! – достойные альтернативы китайским предложениям. А альтернатива такая есть: российская продукция.

 


Московская область

Население

7 050 557 чел. (2013). Плотность населения — 159.01 чел./км2. Городское население — 81.44%.

Московская область

Площадь

44 340 км2 Административно Московская область состоит из 36 районов, 31 города областного подчинения и 5 закрытых административно-территориальных образований.

Московская область

Климатическая зона

Климат Московской области умеренно континентальный, сезонность чётко выражена; лето тёплое, зима умеренно холодная. Самый тёплый месяц — июль. Самый холодный месяц — январь

Все регионы

Возрастная категория 18+

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 – 69104, выдан 14.03.2017