Главная > Эффективна ли господдержка малого и среднего бизнеса в сфере туризма? Результаты опроса.

Эффективна ли господдержка малого и среднего бизнеса в сфере туризма? Результаты опроса.

13 Июня, 2018

Константин Гаранин

В конце мая мной было инициировано публичное обсуждение мер поддержки МСП, которые были разработаны по инициативе Минэкономразвития под кураторством советницы Министра экономики Ю. Алферовой с небольшой группой экспертов

(https://www.facebook.com/konstantin.garanin/posts/2194103807282731 ).

Необходимость опроса возникла потому, что сам министр призвал к обсуждения, но главное, что меры поддержки для всей России были выработаны крайне странным способом: через Фейсбук собрали два десятка, в основном московских, экспертов, за полтора часа брейн-шторма сгенерили некоторое число идей, а через пару недель работы ограниченного числа экспертов появился документ, который разослали региональным чиновникам для сбора комментариев.

Очевидно, что в таком режиме легко упустить действительно важные решения для МСП и создать бесполезные меры поддержки, которые приведут к пустой трате бюджетных денег.

Документ был опубликован на сайте некой «Upgrade-лаборатории при Минэкономразвития РФ», где нет каких-то выходных данных и информации о том, что это за образование http://www.upgradelab.ru/page-item6.html, однако, министр экономики Максим Орешкин сослался именно на этот сайт с призывом присылать свои комментарии и замечания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

В созданном онлайн-опросе поучаствовала не одна сотня респондентов из Архангельской, Астраханской, Новгородской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Московской, Мурманской, Новосибирской, Псковской, Саратовская, Тверской, Томской, Тульской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской областей, Краснодарского, Красноярского, Пермского, Хабаровского краев, республик Калмыкия, Карелия, Татарстан, Удмуртия, а так же, Москвы, Санкт-Петербурга, Чукотского АО, Северного Кавказа.

Более 60% респондентов представляют реальный бизнес и только 14% ответивших относятся к категории служащих и чиновников. Таким образом, можно сказать, что оценка мер поддержки во многом отражает взгляд бизнеса:

Важно отметить, что респонденты являются представителями широкого спектра профессиональной деятельности: туризм, IT, гостиничный бизнес, консалтинг, спорт, горнолыжная отрасль, ТСО КМНЧ, образование, спортивно-событийный туризм, управленческий консалтинг для предпринимателей сферы спорта и здоровья, маркетинг, госуправление, Hospitality, муниципальное управление, логистика, экскурсионные услуги, муниципальная поддержка развития туризма, брендинг территорий, региональный туризм, развитие дестинаций, туроперейтинг, детский туризм, MICE, общественная организация, ресторанный бизнес, санаторно-курортное направление, производство видео-контента, архитектурное проектирование, наука и образование, инновации в туризме, управление активами, бизнес-консалтинг, развитие сельских территорий, градостроение, производство региональных продуктов питания, аудит территорий, проектирование.

ВЫВОДЫ

В начале, я позволю себе дать выводы, которые мне кажутся принципиально важными и коренным образом отличающими мнение респондентов (бизнеса) от мнения разработчиков (в основном чиновников и представителей крупного бизнеса). Выводы субъективны и не претендуют представлять общее мнение.

1. 73,3% считают предложенные меры не конкретными, а 69,3% считают критерии оценки размытыми. Понятное опасение – при раздутых и не четких мерах со слабыми КПЭ очень высока вероятность, что все будет сделано формально и потом чиновники отчитаются бесполезными мероприятиями, числом обращений – тем, что на экономику никак не влияет.

2. 73,3% ответивших, считают, что Минэку, заходя на новую для себя территорию, лучше сконцентрироваться на чем-то одном, а не хвататься за все. Это тоже характерно для бизнеса - он конкретен, так как стремится оптимизировать ресурсы на достижении цели, а не играть во влияние или захват поляны.

3. Выявлены 4 ключевых вектора, на которых стоило бы концентрировать внимание: новые продукты (в том числе стартапы), нишевой и альтернативный туризм (в том числе диверсификация), конкурентоспособность (в том числе на международном рынке), инфраструктурная поддержка. Эти направления очевидны, так как именно малый бизнес занимается генерацией новых продуктов, чтобы конкурировать с монстрами, именно малый бизнес идет в нишевые и альтернативные направления, куда не будут заходить крупные компании, бизнес готов конкурировать, в отличие от крупных операторов привыкших лоббировать, захватывать и подавлять, а инфраструктура – это то, что малый бизнес не потянет сам.

Если объединить эти четыре вектора, то получится одна простая и понятная стратегия «Новый или альтернативный туризм» – выработать меры поддержки направленные на развитие новых туристических продуктов (направлений), в том числе нишевых (биатлон, киберспорт, гастрономический, геологический) и альтернативных (дарк-туризм, руинный туризм, пеше-горный туризм, спелеологический) конкурентных на российском и международном рынке, сделав основной упор на инфраструктурную поддержку (субсидирование) и снятие административных барьеров (служба одного окна, отмена лицензий и пр).

От такой стратегии выиграют абсолютно все – крупные туроператоры получат стимул развивать внутри себя стартапы или растить рынок стартапов, регионы, которые не попадают в глобальные программы Ростуризма смогут выращивать у себя специализированный туризм (индустриальный в Удмуртии, степной в Калмыкии, карьерный и шахтный в Хибинах), через форсайты и работу с новыми продуктами консалтеры смогут показать свою эффективность, малый бизнес сможет выйти с рынков крупных операторов и бороться между собой, а не с гигантскими монстрами. Государство же, работая с новыми рынками, сможет увидеть реальную эффективность работы каждого региона – тут уж не спрячешься за формальными показателями количества круглых столов.

Да, я понимаю, что такая стратегия имеет свои минусы – традиционные бизнесы, возящие экскурсии по устаревшим музеям, монастырям, мемориалам, сдающие в прокат лодочки, торгующие китайской сувениркой, останутся обделенными. Но это не страшно – у них и так есть Ростуризм, который любит и умеет все это поддерживать.

Но вернемся к результатам оценки.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗРАБОТАННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ

В задачах и приоритетных направлениях мер поддержки был обозначен широкий круг задач. Мы спросили – насколько верной является поддержка Минэкономразвития сразу всех направлений, а не фокусирование на чем-то главном?

Характерно, что 92% респондентов оказались не удовлетворенными мерами поддержки. Если учесть, что 14% опрашиваемых относятся к чиновникам и госслужащим, то неудовлетворенность мерами высказали не только предприниматели и эксперты, но и сами чиновники.

В результате, на вопрос «Имеет ли смысл отложить внедрение данных мер, провести широкое обсуждение, разработать четкую стратегию, определить конкретные показатели эффективности?» - 77,3% ответили утвердительно.

На вопрос «Нет ли ощущения, что деньги уйдут больше консультантам, разработчикам, в административный аппарат, а не в реальный бизнес?» 78,7% респондентов ответили, что такое ощущение есть, 13,3% ответили, что такого ощущения нет. Остальные респонденты дали иные ответы, в основном подразумевающие, что все зависит от того, как программа будет реализована.

Являются ли меры поддержки четкими, конкретными, легко оцениваемыми?

Есть ли ощущение, что эти меры поддержки будут эффективными и реально помогут реальному малому и среднему бизнесу регионов?

ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ И МЕР ПОДДЕРЖКИ

 

Насколько показатели эффективности работы программы вам кажутся верными? (количество и качество поступивших запросов, количество услуг предоставленных МСП, количество новых МСП, доля субъектов, получивших поддержку, получение совокупной выручки от туруслуг предприятиями региона)

Одной из ключевых мер поддержки Минэкономразвития выделено консультирование бизнеса. Насколько вы считаете эту мерой первостепенной/важной/насущной?

 Также мерой поддержки Минэкономразвития заявлено продвижение туристических услуг. Насколько вы считаете эту меру, способствующей поддержке малого и среднего бизнеса в регионах?

Содействие информатизации и автоматизации деятельности субъектов МСП. Насколько это важная мера поддержки?

 

Организация службы одного окна для обращения организаций туриндустрии.

 

Мера поддержки: назначение бизнес-омбудсмена для решения административных задач

Мера поддержки: софинансирование образовательных, маркетинговых, брендинговых мер поддержки

 

Мера поддержки: гранты на реализацию наиболее значимых проектов в регионе

 

Мера поддержки: микрозаймы на обрудование, инвентарь, транспорт на срок до 3 лет, до 3 млн, с субсидированной ставкой до 6,5%

Мера поддержки: субсидирование части затрат на приобретение оборудования / инвентаря / снаряжения, модернизации и реконструкции зданий/строений - 80% высказались за то, что эта мера нужна, а 30,5% (возможно было давать несколько ответов) – за то, что нужны иные субсидии (ответы частично представлены в разделе мнений).

 

Оказание мер поддержки предполагается на базе региональных центров предпринимателя «Мой бизнес». Пойдет ли реальный региональный малый бизнес за помощью в такие центры?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ О ЕДИНОМ ВЕКТОРЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

(высказывания приведены в авторском исполнении)

Новые продукты / туризм

· Бизнес акселератор туристских проектов

· Практически 100% представителей мсп не имеют качественной маркетинговой упаковки своих проектов, не имеют бизнес- и финансовых моделей, имеют ограниченные ресурсы и компетенции. Давать деньги проектам в таком состояние рискованно и бессмысленно, потому что инвестиции и собственные деньги могут быть потеряны со временем из-за неправильного управления. Выход может быть в создании фонда образовательных грантов для предпринимателей сферы туризма и гостеприимства. Одним из стратегических партнёров может выступить Стартап Академия Московской школы управления СКОЛКОВО, которая имеет сильную базу преподавателей, наставников и выпускников в среде предпринимателей.

· Концентрироваться на новых продуктах и альтернативных направлениях, в том числе технологических, совпадающих с целевыми экономиками будущего страны

· Стартапы

· Поддержка разработки и создания новых турпродуктов

· Надо брать самые интересные идеи или настраивать процессы, чтобы такие идеи появлялись

· Поддержка разработки и создания турпродуктов в растущих (конкурентоспособных) сегментах рынка.

· Новые виды

· Поддержка новых видов туризма

· поддержка разработки и создания новых турпродуктов

· Поддержка разработки, паспортизации новых туристических маршрутов для увеличения экспорта в туризме

· Поддержка строительства новых объектов размещения, интерактивных музеев и других точек притяжения туристов в регионы РФ

· Поддержка туризма, конкурентного на международном рынке, параллельно создавать новые турпродукты.

· Точечную поддержку реальных эксклюзивных предложений

· субсидии стартапам

· Поддержка и помощь в разработке концепции развития туризма в регионе,

· гранты на лучшие проекты, которые не столько бизнесовые, сколько уникальные

· Поддержка разработки новых туристических маршрутов.

Нишевой или альтернативный туризм

· Поддержка спортивного туризма

· Событийный и приключенческий туризм

· Поддержка проектов связанных с привлечением иностранных туристов

· деловой туризм

· Гастрономический туризм

· Поддержка диверсификации

· Санаторно-курортный, соответсвующий современным требованиям рынка

· Поддержка не туристического бизнеса в туризме, в том числе диверсификация производств;

· Сельского туризма

· Поддержка не туристического бизнеса в туризме

Конкурентоспособность

· Поддержка туризма, конкурентного на международном рынке;

· Бизнесу не хватает региональной консолидации. Только сформировав свой конкурентно - способный продукт по цене и качеству, они могут конкурировать с внешними крупными федеральными туроператорами. Ситуация на сегодня патовая, у регионального туроператора цена за тур больше, чем за такой же у федеральных. Бизнес не даёт друг другу преференции, на перспективу не работает...

· Поддержка международного продвижения туристических направлений.

· Независимые отраслевые конкурсы с привлечением независимых экспертов – но на основании этих конкурсов организовать субсидирование проектов-победителей

· привлечение туристов-иностранцев

· Поддержка въездного туризма с учётом потенциала каждого конкретного региона и развитие "сильных" сторон каждого конкретного региона.

· международное позиционирование региона

Про инфраструктуру

· Развитие инфраструктуры. Субсидирование транспортной составляющей.

· Улучшение туристической инфраструктуры на местах (навигация, туалеты, дороги, пешеходные дорожки, общественный транспорт)

· "Дешевые" кредиты на модернизацию инфраструктурных объектов и закупку оборудования и транспорта

· Тут я предложил бы в первую очередь сделать качественные схемы территориального планирования для территорий отведённых под развитие туризма определить специализацию этих туристических дестинаций. И нарезать участки для туробъектов и подвести инфраструктуры. А так же снять избыточные ограничения, там где они были наложены в случае неумения управлять процессом.

· Инфраструктура и образование! Турпродукт - это творческое решение. Оно может возникнуть даже в пустоте (тур в трущобы). Но чем богаче инфраструктура, тем больше творческих решений появится. Инвестируете в инфраструктуру и помогайте готовить кадры. Будут дороги, гостиницы, к туроператорам придут свежие кадры. Через 5-7 лет будет взрыв нового турпродукта.

· Модернизация и строительство инфраструктуры, без этого не возможно создавать новые турпродукты

· Поддержка инфраструктуры и транспорта

· Финансирование развития инфраструктуры: качественные horeca, дороги, музеи

· Поддержка туристских региональных ресурсов - субсидирование и помощь в продвижении. Коммуникация ресурсов с федеральными.

· Для развития спроса на внутренний туризм необходим популяризация такого отдыха. Своего рода туристический ликбез для населения. Необходимо рассказывать гражданам страны про природные и иные достопримечательности и туристические возможности регионов. Вторая проблема - отсутствие доверия к сервису. Нужно подключать PR для успешных проектов и кейсов через гос.СМИ. Необходимо формирование успешного шаблона проведения выходных или отпуска в путешествии по своей стране.

· развитие инфраструктуры туризма (дороги, малые аэродромы, яхтенные порты, кемпинги и мотели в том числе для караванинга, оборудование государственных туристских троп (вокруг Байкала, Уральский меридиан, Кавказская тропа и т.п.) и автомаршрутов (От Мурманска до Сочи, от Бреста до Находки и т.п.) с организацией соответствующего международным стандартам сервиса на них

· Дороги. Аэропорты

Продвижение

· Поддержка и раскрутка регионов в туристическом направлении

· Поддержка приоритетных видов туризма на территории

· Поддержка продвижения

· Реклама региона

· Содействие созданию мультиязычной среды: сайты, меню, вывески, указатели улиц на английском языке

· Продвижение, маркетинг и консультирование не нужно.

· Реальная реклама например в новостях федеральных

· Создание привлекательного туристического имиджа для иностранных туристов

Про субсидирование и финансирование

· Субсидирование части затрат на оплату ку, подключения к комм инфраструктуре

· Для регионального бизнеса - налоговые льготы, спец.условия кредитования и субсидирования закупок техники, ремонта или строительства средств размещения. Поддержка проведения туристических событий в регионе. Льготные цены на билеты или хотя бы блоки мест на авиаперевозки.

· Субсидирование туротрасли на транспорт, гранты на медиаподдержку, субсидирование региональных туристских информационных ресурсов.

· Массивные инвестиции в инфраструктуру и образование. Бизнес сам подтянется.

· Кредиты по льготной ставке до 30 млн рублей (новый автобус соответсвующий правилам перевозки детей стоит 11-15 млн, мини-отель в регионе от 20-30 млн, ресторан от 10-15 млн.

· Субсидирование проектов связанных с возрождение культурных объектов и нематериальных культурных ценностей (кухня, ремесло, производсво и тп)

· Субсидирование или/и кредитование по льготной ставке приобретения или аренды зданий и сооружений под приоритетные виды бизнеса

· Поддержка уже работающих и показывающих какую то статистику, которую можно проверить. Соответственно с наличием плана по увеличению уже имеющихся оборотов.

· Создание конкурентной среды среди регионов, открытый федеральный конкурс среди турпродуктов на субсидирование реализацию проекта

· Субсидирование ваучеров, путёвок или что там для продуктов внутреннего туризма реализуемых региональными туроператорами

· Субсидии отельерам, возможно налоговые послабления.

· Безусловные гарантии защиты частной собственности, простая и выполнимая налоговая система, стоимость ресурсов до 5% годовых

Стратегирование

· Лучше потратить на этапе подготовки больше времени на проектирование, чем очень быстро побежать не-пойми-куда

· На мой взгляд необходима разработка Перспективной схемы развития туризма в стране с перспективной на 10 лет. В ней должны быть намечны не только планы по развитию инфраструктуры туризма (требуется согласование с десятком министерств и ведомств), но и резервирование территорий для целей туризма (от промышленной и гражданской застройки, смотрите что творится в Подмосковье - все загородили заборами)

· Сначала нужна федеральная стратегия по развитию малого туризма на сельских территориях (сельский, культурный, этнографический), так как большая часть регионального туризма предполагает наличие инфраструктуры не в крупных городах, а в малых городах и селах, деревнях. При современных требованиях, уравнивающих крупных и мелких МСП (например, большая гостиница или сельские гостевые дома) мелким МСП развиваться крайне сложно.

· Проработка правильных целей для субъектов бизнеса и содействие в правильном планировании.

· Равные и устойчивые правила работы для всех субъектов рынка

· Переход к проектам развития туристских территорий , а не крупных инвестиционных проектов типа Байкал

· Нужно соотнестись со стратегией развития туризма в РФ. И тогда станет проще ответить на вопрос: что лучше 10 упряжек и каждой по 1 млн, или 3 упряжки и каждой по 3,3, или давайте весь ресурс поставим на одну - шансы, что мы правильно предугадали будущее примерно 70%, но зато уж если наступит то будущее, в которое вписывается наша упряжка, мы (страна) сорвем банк! Все это будет демагогией без реального исследования и реального вовлечения экспертного пула в эту работу.

· Необходимо дать полномочия муниципальным властям по развитию сферы туризма. Сейчас в соответствии с 131-фз не могут финансировать мероприятия по направлению туризма.

· Помощь в формировании структурного портфеля инвестиций в отрасль

· Провести нормальное исследование: сам региональный турбизнес, РСТ, экспертный пул + посмотреть зарубежный опыт.

Обучение и консалтинг

· Мастер-классы для МСП: лучшие практики в своей области;

· Анализ наиболее успешных примеров из бизнеса и популяризации лучших практик с донесением информации до максимально широкого круга людей из сферы туризма и сопутствующих сфер.

· Организация круглых столов с реальным бизнесом

· Подготовка кадров и мотивация.

Снятие административных барьеров

· Министр туризма.

· Упрощение регистрации бизнес (убрать все реестры и лицензии), простой доступ к помещениям и земле, понятные правила игры, а не меняющиеся каждый год.

· В таких регионах, как Челябинская область, где туризм сильно завязан на рекреационные зоны, а не объекты историко-культурного наследия, очень важно управлять туризмом из института экономического развития. Важно, чтобы вся сложность взаимодействия между региональными министерствами и федеральными агентствами решалась без проволочек и перекладывания ответственности с друг на друга. Поддержка должна быть в придании динамики всему, что связано с туризмом. У многих предпринимателей уже апатия из-за того, что им приходится ходить по кругу.

Другие предложения

· Найти баланс интересов при субсидировании затрат по к/у,

· Надо работать над определением ниши и её продвижением

· Повышение стандартов качества при снижении стоимости и доступности туруслуг

· Предприниматели в сфере туризма находятся на разном уровне развития бизнеса. Если фокусироваться только на одной цели поддержки, то надо понимать, чего именно мы хотим добиться этой мерой и от какого уровня предпринимателя. Для нас сейчас важна именно финансовая поддержка в рамках льготного кредитования и обучающие мероприятия. Если поддержка оказывается в рамках всей туристической сферы, то не стоит выделять главные цели поддержки.

· Довести до ума, что уже есть, а потом новые услуги придумывать.

· Выделять землю по строительство объектов рекреации и туризма на специальных условиях, с минимальной платой. Сегодня, а примеру, чтобы построить гольф-поле (70 га), денег в землю нужно вложить столько, что это не окупиться никогда.

· Вручение ответсвенности учредительным органам за прибыль , а именно покрытие гос.бюджета, который им выделили за счет прибыли, которую я учреждение принесло в последствии своей деятельности.

· Концентрация усилий на заполнении периода межсезонья с ярко выраженным спадом турпотока

· Создание кластеров на определенных территориях, включающих музеи, места отдыха, гостиницы, рестораны, кафе, дороги, интерактивные и разнообразные площадки для отдыха (минитуристический город)

· Поддержка региональных туристических программ, особенно на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири. Широкое освещение, пресс-туры.

· Поддержка развития внутреннего туризма,

· Самый наболевший вопрос у турбизнеса - благоустройство городов и состояние культурного наследия. Туалеты, дороги и парковки, по-прежнему актуальный вопрос.

· Нашей общине КМНЧ нужны вездеходы и домики

· Упрощение визового режима для европейских стран ввиду их сильной заинтересованности в посещении нашего региона

· Повышение квалификации, улучшение инфраструктуры, улучшение туристской навигации, более широкий спектр субсидирования и кредитования.

· СПИК как в промышленности для крупных проектов, субсидирование ставок для МСП.

· Планирование и управление изменениями

· Консультационная помощь в открытии и получении лицензии для осуществления туристской деятельности для предпринимателей, обучение кадров для индустрии гостеприимства

· Единый портал, независимое рейтингование, обучение действием, целевой консалтинг, работа по развитию сообществ...

· Упрощение получения льготного кредитования.

· Контроль от представителей туриндустрии и наказание забездействие. В отчетах помогают, по факту все сами. Или кому то помогают, а кого то стороной обходят.

· Уменьшить участие государства. Взять в пример США, там государство доверяет регулирование самому бизнесу.

· Не мешать. Вложить столько же средств, как в футбольный чемпионат, на развитие инфраструктуры туризма хотя бы в регионах где имеются (или планируются) объекты всемирного культурного и природного наследия

· Для начала нужно научиться эффективно информировать субъекты МСП хотя бы о тех мерах поддержки, которые уже есть. Сейчас многие просто не знают, на какую помощь они могут рассчитывать. Можно попробовать информировать через налоговые инспекции, банки, при получении госуслуг онлайн и т.д., чтобы донести информацию до каждого субъекта.

· Стимулирование создания реальных межмуниципальных и внутримуниципальных кластеров сельского туризма

· обеспечение качественной инфраструктурой и развитой городской средой, (толку от реконструированного здания нет, если к нему не подъехать), механизм взаимодействия бизнеса с местными властями при реализации инфраструктурных объектов

· Нужна поддержка не только МСП, но и регионам и муниципалитетам. Если они не подготовят правовую базу, документы территориального планирования и систему согласования между всеми федагентствами и регминистерствами предприниматель так и будет ходить по кругу.

· Идея - объединить "пакетные консультации" по созданию и развитию конкретных видов деятельности с микрозаймами-кредитами и субсидированием затрат на оборудование и снаряжение. Разработать "типовые проекты" по конкретным видам деятельности, полностью готовые к реализации (от бизнес-плана и кредитной линии до выделения конкретного помещения или земельного участка и подключения коммуникаций).

· Нужны изменения и дополнения в существующую законодательную базу для малых МСП на сельских территориях.

· Туризм - это хорошо, но нужен тот класс мсп, который будет приносить больший доход в бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я не очень верю, что данный опрос повлияет на текущий документ мер поддержки, так как те позиции, которые руководители разработки высказывают в публичном пространстве, красноречиво говорят о том, что главная цель – выполнить задачу по документу, выйти на орбиту внимания Минэка, сделать хоть как-то и получить хоть что-то, а не создать реальный эффективный механизм.

 

Однако, я искренне благодарен всем кто остался неравнодушен и ответил на вопросы, так как всегда надо пытаться сделать максимально хорошо.


Возрастная категория 18+

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 – 69104, выдан 14.03.2017