Руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman&Wakefild Марина Смирнова: «Сочи нужна единая компания по управлению курортом»
Сейчас гостиничный рынок Сочи – второй по значимости после Москвы, но доходность на нем не высока. Это связано с коротким туристическим сезоном, а также рядом других причин. Для их комплексного решения городу необходима единая компания по управлению курортом, считает руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма консалтинговой компании Cushman&Wakefild Марина Смирнова.
На ежегодной конференции Hospitality Industry Forum 2015 Moscow, организованной компанией Meeting Point и прошедшей в отеле Holiday Inn в Москве, Марина Смирнова подробно рассказала о сегодняшних проблемах постолимпийского Сочи.
Благодаря Олимпиаде, с успехом прошедшей в 2014 году, Россия получила курорт международного уровня с современными гостиницами и спортивными объектами. В 2013 году Россия благодаря Сочи, даже входила в Топ-5 стран Европы по темпу строительства гостиниц, наряду с такими лидерами отрасли, как Турция и Великобритания. Сейчас, по оценкам экспертов, качественный номерной фонд Сочи превышает аналогичный по качеству номерной фонд Москвы и составляет более 15 тысяч номеров (вместе с апартаментами, построенными к Олимпиаде). По данным Cushman&Wakefild, в Сочи работает 225 качественных гостиниц. (По данным Министерства курортов и туризма Краснодарского края в Сочи имеется 1,4 тысяч классифицированных средств размещения. Но эксперты Cushman&Wakefild не все из них считают «качественными» - прим.ред.) Во время Олимпиады их загрузка составляла 70%. Ведь в дни спортивного события город посетили около 300 тысяч туристов. Однако во втором квартале 2014 года на гостиничном рынке наступил резкий провал, в апреле средняя загрузка была меньше 10%. Ситуация приблизилась к катастрофической. Ведь в тот момент на сочинский туристический рынок вышли такие гостиничные гиганты как «Азимут», Residor, Radisson и др. , и более 6 тысяч новых номеров появились только в Имеретинской низменности, не говоря уже про отели горного кластера. Одновременно заполнить весь этот объем было сложно. В третьем квартале 2014 года заполняемость гостиниц пляжного кластера значительно улучшилась, но за счет резкого снижения средней цены до 1500 – 2000 рублей. В результате прибыльность гостиниц снизилась. В первом квартале 2015 года поднялась заполняемость отелей горного кластера до 60%, но доходность осталось низкой.
Главная проблема курорта Сочи – сезонность. 3 месяца – высокий сезон на пляже, и 3 месяца – высокий сезон в горах. Как работать в низкий сезон? По мнению Марины Смирновой, нужно развивать MICE-сегмент, расширять событийный ряд и искать новые возможности для привлечения внутреннего спроса. Что касается MICE-сегмента, то Сочи уже в 2014 году стал российским лидером по привлечению конгрессов и деловых встреч. Так, до 2014 года средний размер группы деловых туристов составлял 150 человек, с 2014 года – 300 человек. Сейчас есть тенденция к приему конгрессов до 500 человек. А по потенциалу внутреннего спроса анализ опыта иностранных курортов показал, что нужно искать группы людей, которые могли бы на курорте долго жить, пользуясь мягким климатом и лечебными факторами. К таким группам относятся дети, старики и люди, нуждающиеся в лечении. Во всем мире на курортах развивается геронтологическое направление, а у нас его нет, потому что не развито социальное страхование. Для привлечения молодежи, нужно работать с университетами и учебными заведениями, организовывать обучение на курорте.
Однако даже в высокий сезон Сочи, как полноценному курорту, многого не хватает. Во-первых, при наличии качественного размещения, в Сочи отсутствует инфраструктура развлечений и отдыха. То есть мало объектов показа, прокатов, кафе, точек торговли и прочих развлечений на набережной. Несмотря на 60-65% загрузку отелей в Имеретинской низменности в июне, набережная пуста. Есть, конечно, Олимпийский парк, который за полгода посетили 540 тысяч человек, и это много, но одного такого объекта не достаточно. Во-вторых, пляжные зоны Сочи ограничены, да и купание в море ограничено природно-климатическими факторами. Для решения этой проблемы нужно строить бассейны и аквапарки с морской водой.
В этом году вокруг Сочи и других морских курортов России растет ажиотаж из-за ряда экономических и политических факторов. На российские курорты обратили внимание крупные международные туроператоры, но останутся ли они на этом рынке? «Самая большая борьба будет в следующем году, - прогнозирует Марина Смирнова. – 1500-2000 рублей сейчас предлагает за номер оператор «Библио-Глобус». Если цена такая низкая в сезон, что же будет в межсезонье? Подведут отели итоги года и задумаются, имеет ли смысл работать с туроператорами? Да и сами туроператоры тоже, может быть, откажутся. Ведь они вошли на этот рынок методом проб и ошибок». Сейчас «Библио-Глобус» - основной игрок на сочинском рынке и почти единственный. Операторы TUI и Coral Travel уже отошли. (Прим.ред.: В компании TUI информацию не подтвердили и сообщили следующее: "TUI никогда не работала с Сочи как с туристическим направлением. Сочи рассматриваем в качестве целевого направление на ближайшую перспективу").
Для комплексного развития Сочи нужна единая компания по управлению курортом. Разрозненная маркетинговая политика разных курортных зон не способствует развитию. «Действия раскоординированы, каждая пляжная зона тянет одеяло на себя, - говорит эксперт. – Но только сообща можно построить аквапарк, прогулочную зону и другие объекты общего доступа. В горном кластере те же проблемы: разрозненная маркетинговая политика по ски-пассам, отказ от сотрудничества с пляжной зоной».
«В итоге люди, приезжающие на отдых в Сочи, не получают удовлетворения – они больше не приедут», - считает эксперт.