Речной туризм в России: быть или не быть?
Сначала о хорошем. В навигацию-2016 туристов ждет новенькая «зеленая стоянка» в поселке Коприно, на побережье курорта «Ярославское взморье», что на главной водной артерии страны – Волге. Живописные бухты в обрамлении песчаных пляжей, столетние сосны и ели! Еще отличная новость: впервые фирменный теплоход на Вятке (это приток Камы) причалит в городке Орлове (бывшем Халтурине) недалеко от Кирова…
О маршрутах-новинках на реках малых и больших хотелось бы слышать как можно больше. Но, к сожалению, на осеннем форуме, где собралось более трехсот специалистов речного туризма, чтобы подвести предварительные итоги навигации, позитива прозвучало весьма немного. Сказать по правде, его и не могло быть: застарелых, годами нерешаемых проблем в нашем огромном водном хозяйстве накопилось столько, что реки выходят из берегов.
О проблемах, в основном, и говорили на Тверском речном форуме – TIFIT, именуемом гордо международный. В этой отрасли все пока еще держится на одном энтузиазме и преданности людей, влюбленных в реку, парус, палубу. А ведь речной транспорт никогда не будет развиваться эффективно без серьезной поддержки властей, что подтверждает практика зарубежных стран. Пример Америки и Китая, где активно развивается речная инфраструктура, показывает, что поддержка государства – основополагающая. Причем, поддержка не сиюминутная, не хаотичная, а планомерная. Мы же, в своей стране, богатой сетью речных дорог, общая протяженность которых превышает 100 тысяч километров, не можем распорядиться по-хозяйски. По многим из них полностью прекращено судоходство.
Вот почему руководители круизных компаний, производители речного транспорта, специалисты профильных ассоциаций, яхтинга были рады видеть на форуме представителей власти федерального и регионального уровней: соорганизаторами TIFIT выступили Правительство Тверской области и Федеральное агентство по туризму.
Не свадебным генералом, а непосредственным активным участником, выступал на форуме и глава региона – губернатор Тверской области Андрей Шевелев. На берегу Рыбинского водохранилища появилась особая экономическая зона и развивается туристско-рекреационный кластер Завидово. Тверская область сознательно делает ставку на водный туризм. Проект туристско-рекреационного кластера в Конаковском районе предполагает строительство экологического курорта с яхт-клубом и фестивальной площадкой. На этой территории возведут жилой комплекс и создадут экологически чистое сельскохозяйственное производство.
Сергей Бачин, председатель Совета директоров группы компаний «Агранта», которая выступает локомотивом всего проекта, говорил на форуме о рисках и трудностях развития отрасли речного туризма. Марк Каганский, руководитель «Конаково Ривер Клаб» отметил, что потенциал маломерного судоходства огромен и необходимо принять меры для его развития.
Превратить малые города в центры речного туризма готов и «Речной альянс» , в который объединились круизные компании «Водоходъ», «Инфофлот» и «Мостурфлот», занимающие лидирующие позиции в сфере организации круизов по рекам России.
Члены «Речного альянса» видят своей главной задачей создание качественных круизов, ориентированных на российского туриста – на комфортабельных теплоходах, соответствующих всем требованиям безопасности, и с уровнем сервиса на борту, соответствующем мировым стандартам, а в некоторых случаях и превосходящем их. Теплоходы компаний Альянса обслуживают более половины российских речных туристов, отправляющихся в плавание из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары и Ростова-на-Дону. Об этом рассказал Председатель совета директоров круизной компании «Инфофлот» Александр Соснин.
На форуме предлагались возможные совместные действия между администрациями малых городов, речных туроператоров, гостиничных сетей, турагентств, туристических СМИ, мобильных приложений...
Но водные пути-дороги неисповедимы! Как быть, например, с проблемой прохода по матушке-Волге четырехпалубных судов и судов с большой усадкой? Это ведь головная боль круизных компаний! Жители Москвы и Санкт-Петербурга уже около двух лет не могут насладиться круизами на более современных четырехпалубных судах в Астрахань, Самару, Волгоград и Ростов, а южане лишены возможности плыть на комфортабельных судах в Москву и Санкт-Петербург.
Саратовские ученые, давно уже бьют тревогу - великая Волга теряет статус реки, превратившись в цепь мелководных водохранилищ. А прогноз погоды по стране на период до 2029 года обещает череду засушливых лет с малоснежными зимами.
Одной из основных проблем, которые тормозят развитие речного туризма в России, говорилось на форуме, остается неразвитость инфраструктуры в широком смысле этого слова. Долгое время речная инфраструктура финансировалась по остаточному принципу, что приводило к ее деградации.
Источник: Российский туризм