Главная > Речной туризм в России: быть или не быть?

Речной туризм в России: быть или не быть?

23 Сентября, 2015

Олег Злобин

Сначала о хорошем. В навигацию-2016 туристов  ждет  новенькая  «зеленая стоянка»  в поселке Коприно, на побережье курорта «Ярославское взморье», что на главной водной артерии страны – Волге. Живописные бухты в обрамлении песчаных пляжей, столетние сосны и ели!  Еще отличная новость:  впервые  фирменный теплоход на Вятке (это приток Камы) причалит в городке Орлове (бывшем Халтурине) недалеко от Кирова…

О маршрутах-новинках на реках малых и больших хотелось бы слышать как можно больше. Но, к сожалению, на осеннем форуме, где собралось более трехсот специалистов речного туризма, чтобы подвести предварительные итоги навигации, позитива прозвучало весьма немного. Сказать по правде, его и не могло быть: застарелых, годами нерешаемых проблем в нашем огромном водном хозяйстве накопилось столько, что реки выходят из берегов.

О проблемах, в основном, и говорили на Тверском речном форуме – TIFIT, именуемом гордо международный. В этой отрасли все пока еще держится на одном энтузиазме и преданности людей, влюбленных в реку, парус, палубу. А ведь речной транспорт никогда не будет развиваться эффективно без серьезной поддержки властей, что подтверждает практика зарубежных стран. Пример Америки и Китая, где активно развивается речная инфраструктура, показывает, что поддержка государства – основополагающая. Причем, поддержка не сиюминутная, не хаотичная, а планомерная. Мы же, в своей стране, богатой сетью речных дорог, общая протяженность которых превышает 100 тысяч километров, не можем распорядиться по-хозяйски. По многим из них полностью прекращено судоходство.

Вот почему руководители круизных компаний, производители речного транспорта, специалисты профильных ассоциаций, яхтинга были рады видеть на форуме представителей власти федерального и регионального уровней: соорганизаторами TIFIT выступили Правительство Тверской области и Федеральное агентство по туризму.

Не свадебным генералом, а непосредственным активным участником, выступал на форуме и глава региона – губернатор Тверской области Андрей Шевелев. На берегу Рыбинского водохранилища появилась особая экономическая зона и развивается туристско-рекреационный кластер Завидово. Тверская область сознательно делает ставку на водный туризм. Проект туристско-рекреационного кластера в Конаковском районе предполагает  строительство экологического курорта с яхт-клубом и фестивальной площадкой. На этой территории возведут жилой комплекс и создадут экологически чистое сельскохозяйственное производство.  

Сергей Бачин, председатель Совета директоров группы компаний  «Агранта», которая выступает локомотивом всего проекта, говорил на форуме о рисках и трудностях развития отрасли речного туризма. Марк Каганский, руководитель «Конаково Ривер Клаб» отметил, что потенциал маломерного судоходства огромен и необходимо принять меры для его развития.  

Превратить малые города  в центры речного туризма готов и «Речной альянс» , в который объединились круизные компании «Водоходъ»«Инфофлот» и «Мостурфлот», занимающие лидирующие позиции в сфере организации круизов по рекам России. 

Члены «Речного альянса» видят своей главной задачей создание качественных круизов, ориентированных на российского туриста – на комфортабельных теплоходах, соответствующих всем требованиям безопасности, и с уровнем сервиса на борту, соответствующем мировым стандартам, а в некоторых случаях и превосходящем их. Теплоходы компаний Альянса обслуживают более половины российских речных туристов, отправляющихся в плавание из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары и Ростова-на-Дону. Об этом рассказал Председатель совета директоров круизной компании «Инфофлот» Александр Соснин.

На форуме  предлагались  возможные совместные действия между администрациями малых городов, речных туроператоров, гостиничных сетей, турагентств, туристических СМИ, мобильных приложений...

Но водные пути-дороги неисповедимы! Как быть, например, с проблемой прохода по матушке-Волге четырехпалубных судов и судов с большой усадкой? Это ведь головная боль круизных компаний! Жители Москвы и Санкт-Петербурга уже около двух лет не могут насладиться круизами на более современных четырехпалубных судах в Астрахань, Самару, Волгоград и Ростов, а южане лишены возможности плыть на комфортабельных судах в Москву и Санкт-Петербург.

Саратовские ученые, давно уже бьют тревогу - великая Волга теряет статус реки, превратившись в цепь мелководных водохранилищ. А прогноз погоды по стране на период до 2029 года обещает череду засушливых лет с малоснежными зимами.

Головной болью для круизного туризма стала и ситуация на Нижнем Дону: необходимы несколько низконапорных плотин. В Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, строительство этих плотин обозначено в виде условного сценария. Реальность такова, что транспортные перевозки по Дону, уже сейчас практически полностью прекращены!

Одной из основных проблем, которые тормозят развитие речного туризма в России, говорилось на форуме, остается неразвитость инфраструктуры в широком смысле этого слова. Долгое время речная инфраструктура финансировалась по остаточному принципу, что приводило к ее деградации.    

По-прежнему больная проблема – причалы, плавучие базы, плавучие гостиницы…  Многие, так называемые, причальные стенки, в том же Саратове и ряде других, красивейших городов, не могут по различным причинам принимать круизные теплоходы. Необходимо провести  их стандартизацию, восстанавливать, строить новые.

Даже в Санкт-Петербурге - казалось бы, водные ворота России! – эта проблема одна из острейших, признавали участники форума из северной столицы. Кстати, Владимир Путин показывал когда-то гостю Джоржу Бушу-младшему красоты Питера с водной глади Невы, находясь на плавучем ресторане. Многие исторические фасады наших  городов выходят на реки, которые исстари использовались как транспортные артерии. Но насладиться этими прекрасными видами  становится все труднее.

Участники форума убеждены: изношенность причальной и прибрежной инфраструктуры является главным ограничением в развитии водного туризма и препятствует более интенсивному использованию водных и прибрежных пространств.

Для примера: по оценкам экспертов, от Москвы до Санкт-Петербурга есть только три площадки с полноценными условиями для причаливания  речных круизных теплоходов и яхт. Это Верхние Мандроги, «Ярославское взморье» и с большой натяжкой Череповец. Такая ситуация характерна для всей страны в целом.

В Тверской области хорошим примером восстановления причалов стал Калязин. Есть  надежда, что и в историческом городе Кимры рано или поздно это тоже  случится  –теплоходам с туристами интересно заходить и сюда.

Хорошая новость: построен новый микроузел в районе села Константиново, на родине Сергея Есенина. В будущем году возрождается водный туризм по Оке, полноценный, в течение всей навигации!  А вот в Рязани до сих пор причала нет. Круизные компании лелеют надежду, что местные власти перейдут от слов к делу и все-таки найдут способ не терять туриста-пассажира. Проходящие без остановки мимо здешних красот «плавучие гранд-отели» – большой  минус местному бюджету.

И снова проблема, которую озвучил генеральный директор «Московского речного пароходства» Константин Анисимов: критический износ теплоходов в России. Около пятидесяти судов имеют срок эксплуатации тридцать-сорок лет, остальные – более шестидесяти. Через десяток лет,  предупреждают специалисты, мы останемся без основного парка круизных судов, включая и те, которые претерпят модернизацию.

Речные великаны окупаются через двадцать пять - тридцать лет. Как построить новый флот, если бизнес-план не устраивает ни один из банков и ни одну из лизинговых компаний? Соответственно, флот не строится. В новостях, все чаще звучит: произошла остановка теплохода или полное его выведение из эксплуатации. Вот, и развивай в этих реалиях многопалубное судоходство!

Затронули на форуме и проблематику яхтенного туризма, и сервиса  по ремонту, хранению маломерных судов, заправке и дозаправке на реке. Здесь сплошь белые пятна, и подчас полная невозможность законодательно обеспечить услуги. Даже у бывалых  мореходов  руки опускаются! Вот, где нужна помощь государства, своевременные меры поддержки. Ведь маломерный флот (яхты и катера), пассажиры которого также могли бы пополнить туристский поток любого из «водных» регионов страны, требует инфраструктуры для приема и обслуживания, а ее также практически нет. За исключением единичных марин, почти негде заправить яхту топливом и получить самое необходимое береговое обслуживание. Повсеместно сокращается количество яхт-клубов. Поэтому путешествовать на таких судах хотя бы на расстояние больше 100 км внутри России, несмотря на ее разветвленную водную систему, развлечение не для слабонервных. 

Участники Тверского форума  высказались за необходимость подготовки отдельного раздела ФЦП по туризму, посвященного водному направлению. Идея создания отдельной программы по водному туризму обсуждается не первый год. Надеемся, что власти, увидев в морских и речных путешествиях большой потенциал, всё же найдут возможность создания отдельного раздела в федеральной целевой программе.

Экономические условия для этого сейчас наиболее благоприятны, наступил тот момент, когда эти действия получат реальный отклик от бизнеса и будут полностью оправданы. Нужны системные программные действия, кадровые и ресурсные решения, чтобы территории становились более привлекательными.

29-30 октября в Санкт-Петербурге  состоится VII Международный форум «Водный туризм». Будем надеяться, что солидная  поддержка  форума Советом Федерации, Государственной Думой и профильными федеральными и региональными министерствами и ведомствами даст  результат.

Источник: Российский туризм


Тверская область

Население

1 334 594 чел. (2013). Плотность населения — 15.85 чел./км2. Городское население — 74.83%.

Тверская область

Площадь

84 201 кв.км. В области насчитывается 405 муниципальных образований, в том числе 36 муниципальных районов, 7 городских округов, 44 городских поселения, 318 сельских поселений.

Тверская область

Климатическая зона

Климат всей Тверской области умеренно-континентальный, но ввиду довольно большой протяжённости области с юго-запада на северо-восток континентальность климата растет и климат области довольно сильно варьирует. Средние температуры января меняются от −6 °C

Все регионы
Второй выпуск каталога

"Инвестиции в туризм", второй выпуск, PDF