Главная > Инвестиции в гостиничный бизнес окупаются долго, но надежно. Выгодно ли строить отели в Москве?

Инвестиции в гостиничный бизнес окупаются долго, но надежно. Выгодно ли строить отели в Москве?

17 Октября, 2014

Ольга Чижкова

Из мирового опыта известно, что срок окупаемости гостиницы категории «3 звезды» в среднем составляет 7-10 лет. Четырёх и пятизвездочные отели окупаются за 15-20 лет. Существуют эксклюзивные гостиничные проекты, которые выходят на окупаемость через 20 лет и больше. По российским меркам – это слишком долго. Однако стоит учесть, что отельный бизнес – один из самых стабильных в мире. На первом месте по надежности стоит вывоз мусора, на втором – гостиничный бизнес.

«Но в России по-другому. Здесь выгоднее строить жилье», - считает управляющий директор гостиницы «Садовое кольцо» Константин Левченко. По его мнению, отельный бизнес в нашей стране – это вторичный бизнес. Он хорош для тех, у кого уже есть другой успешный и надежный крупный бизнес. Ведь средний размер вложений в строительство и открытие гостиницы – 24 млн долларов. А если это гостиница «5 звезд», то и все 100 миллионов. «В основном в Москве строят гостиничные площади для того, чтобы через 2-3 года их продать», - сказал г-н Левченко во время обсуждения инвестиционного потенциала столичной индустрии гостеприимства на круглом столе, проходившем в рамках деловой программы Ежегодного форума гостиничного комплекса.

В столице развитие гостиничного бизнеса буксует без господдержки, несмотря на Постановление Правительства № 516 от 2006 года «О неотложных мерах по стимулированию развития гостиничного хозяйства города Москвы», согласно которому городской бюджет готов покрывать гостиничным инвесторам проценты по кредиту и плату за землю. По мнению г-на Левченко, этих льгот недостаточно. Ведь если инвестор вкладывает 20 млн долларов, он думает «что я за это получу?». Арифметика простая: российские банки дают кредит максимум на 7-8 лет, а срок окупаемости отеля – 10 лет. К тому же отель начинает приносить доход только на четвертый год, и только с этого момента можно начинать что-то отдавать банку. Но тут гостиничного инвестора настигает вторая проблема – налоги. Ведь он должен платить все налоги в полной мере, начиная с первого дня открытия отеля. «Нужно обсуждать с властями льготы и помощь», - резюмирует эксперт. А пока российских гостиничных инвесторов можно сосчитать по пальцам. Их всего три: «Азимут», «Амакс» и «Гелиопарк».

Заместитель руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Евгений Дридзе в своем докладе на круглом столе отметил, что сейчас большой интерес к гостиничному рынку Москвы проявляют иностранные инвесторы. Он посоветовал владельцам площадок, годных под строительство отелей, обращаться в Департамент. «Если есть сложности с реализаций проекта, мы поможем найти крупного инвестора в Азии, Европе или Латинской Америке. Все они заинтересованы в инвестициях в Московский рынок». Г-н Дризе рассказал, что Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы регулярно проводит road show в странах Азии и Европы, где демонстрирует инвестиционный потенциал Москвы. «При наличии понятного, прозрачного проекта, изложенного на английском языке, мы можем быстро найти инвестора», - добавил столичный чиновник. Ближайшее мероприятие, на котором Департамент планирует показать иностранным инвесторам гостиничный сегмент Москвы, пройдет 27-29 октября в Токио. Следующее – 3-5 декабря в Юго-Восточной Азии. По оценке Департамента, московский гостиничный рынок вполне привлекателен для инвесторов. Однако активность инвесторов из Европы по политическим причинам последнее время снизилась, но зато активизировались инвесторы из Азии, а также появились крупные инвесторы из Латинской Америки, которые раньше считали российский рынок закрытым. Не секрет, что в Москве порядка 80% номерного фонда сконцентрировано в 5 крупнейших гостиничных сетях, которые находятся в верхнем сегменте.

Г-н Дридзе сообщил, что в 2013 году общая сумма инвестиций в Москву составила примерно 98 млрд. долларов, из них прямых инвестиций – около 10 млрд. долларов. Это, по оценке докладчика, довольно много. Он предупредил, что у иностранных финансовых структур есть важное требование к любым инвестиционным проектам: не менее 30% вложенных в проект средств должны быть российскими. Источником денежных средств может быть какой-либо российский банк или сам хозяин площадки. Для гостиничного бизнеса, по мнению г-на Левченко, это довольно тяжелое условие, потому что российские банки не дают долгосрочных кредитов, а любой отель – это долгосрочный проект. Департамент внешнеэкономических и международных связей не готов давать гарантий инвесторам, но от имени Правительства Москвы готов содействовать в привлечении надежных и проверенных партнеров.

Г-н Дридзе посоветовал тем, кто планирует строить отель в Москве, успеть все сделать до Чемпионата Мира 2018 по футболу, когда весь столичный гостиничный фонд будет задействован под мега событие.


Москва

Население

11 977 988 чел. (по данным на 2013). Плотность населения — 4770,21 чел./кв. км.

Москва

Площадь

2511 кв.км.До 1 июля 2012 года в Москве было 125 районов и 10 административных округов. С 1 июля 2012 года, после расширения территории Москвы, были образованы 2 новых административных округа, а в их составе 21 поселение.

Москва

Климатическая зона

Климат Москвы — умеренно-континентальный, с выраженной сезонностью. Самый холодный месяц - февраль, средняя температура - −6,7°C. Дневная температура летом иногда превышает 30-градусную отметку.

Москва
Все регионы

Возрастная категория 18+

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 – 69104, выдан 14.03.2017