АвтоВАЗ: туризм как маркетинговая политика
Промышленный туризм приобретает всё большую популярность в России. Производственной комплекс АвтоВАЗа с этой точки зрения – интереснейший объект. К тому же он известен всей стране и в рекламе не нуждается.
Но, впрочем, и АвтоВАЗ пока тоже особо в туристах не нуждается. Да это и понятно, ведь с экономической точки зрения, вклад доходов от туризма в колоссальные денежные потоки предприятия будет микроскопическим, тогда так расходы на создание удобной и безопасной для туристов инфраструктуры «встанут в копеечку». К тому же нужно организовать работу так, чтобы экскурсионные группы не мешали трудовому коллективу. Это серьезный инвестиционный проект. Стоит ли его начинать? Стоит, считают в Мэрии Тольятти и в Министерстве по туризму Самарской области. Ведь у туризма есть обратная сторона. Туристы, побывавшие на заводе, своими глазами увидят организацию производства, квалифицированных рабочих на сборочной линии, процесс сборки, тестирования и т.д. Они поймут, что на заводе всё в порядке, и их мнение о продукции предприятия изменится в лучшую сторону. Скорее всего, своими впечатлениями об экскурсии на АвтоВАЗ туристы поделятся с другими людьми, чем изменят их мнение тоже. Чем больше экскурсий – тем лучше общественное мнение, тем больше доверия к товару, тем выше оценка его качества. Значит, туристы всё-таки нужны. Вот такой маркетинг.
Стоит ли говорить о том, что за годы антипропаганды имидж Волжского автомобильного завода упал? Туристы могут его изменить. Ведь сейчас оборудованию АвтоВАЗа не более 5 лет. Это наиболее современное оборудование в мире. На заводе работает квалифицированный персонал, есть династии мастеров. Здесь, помимо «жигулей» и «лад», собирают Nissan Almera, Renault Logan и Renault Sandero. На заводе гордятся «Ладой Калина» и новой «Лада Ларгус». Кстати, большинство машин на улицах Тольятти – это «лады». Возможно, причиной тому то, что работникам предприятия дают скидки при покупке авто.
Сейчас здесь работает 64 тысячи человек. Это по-прежнему самый большой автозавод в России. Его площадь 600 га. Длина главного конвейера – 1477 метров (вазовская миля). В лучшие годы на АвтоВАЗе трудились 128 тысяч. Все они, конечно же, живут в Тольятти. Но вопреки сформировавшемуся мнению, Тольятти – не моногород. А АвтоВАЗ – не градообразующее предприятие. Численность населения Тольятти – 719 тыс. человек.
«Сейчас АвтоВАЗ посещают несколько десятков экскурсионных групп в год, - рассказал корреспонденту сайта «Инвестиции в туризм» руководитель департамента экономического развития Мэрии Тольятти Дмитрий Богданов. – В основном это делегаты конференций и форумов, проходящих в Тольятти, представители международных организаций, официальные лица и т.д.» Для обычных людей экскурсии на Волжский завод пока не доступны.
На западе экскурсии на автозаводы – часто практикуемое занятие. «Мы хотим построить сценарий развития туризма в Тольятти по аналогии с немецким городом Вольфсбургом, где производят Volkswagen», - добавил Дмитрий Богданов.
В планах Мэрии развивать также музейный комплекс АвтоВАЗа. Он состоит из двух музеев. Это собственно «Музей АвтоВАЗа», где можно изучить весь модельный ряд завода от «копейки» до LADA Largus, и потрясающий «Технический Музей АвтоВАЗ имени К.Г. Сахарова», который открыт 2001 году. В его коллекции – образцы военной техники, подводные лодки, ракетные комплексы, бронепоезд и даже космические аппараты.