Станет ли Уфа центром делового туризма? Отвечает директор Института экономики, финансов и бизнеса БГУ Рустем Ахунов
Страны – участницы ШОС на саммите в Уфе поддержали в декларации инициативу Китая по созданию экономического пояса «Шелковый путь». Это масштабный инфраструктурный проект должен связать китайский рынок с рынками Азии и Европы, пройти по территории России. О перспективах сотрудничества, экономическом эффекте от реализации проектов и прошедших саммитах расскажет директор Института экономики, финансов и бизнеса Башкирского государственного университета Рустем Ахунов.
- Завершились саммиты в Уфе. Какой экономический эффект они принесли республике и городу?
- Этот эффект включает два аспекта: то, что Уфа уже получила, и то, что, возможно, получит в будущем. Первое – это получение права на проведение масштабных мировых мероприятий и, соответственно, финансовых средств для их организации. Неоднократно озвучивалась структура расходов на подготовку к саммитам – более 10 млрд рублей, и, что принципиально важно, свыше 6 млрд было вложено в строительство инфраструктуры частными инвесторами. Главным образом, речь идет о строительстве отелей, гостиниц, о которых мы не раз слышали, а теперь можем еще и видеть.
Кроме того, порядка 2 млрд рублей инвестировано за счет средств республиканского бюджета. Не потрачено, не израсходовано, а именно инвестировано, и я уверен, что эти инвестиции могут дать серьезные экономические результаты в будущем. Также более 2 млрд на подготовку этих мероприятий выделил федеральный бюджет. Это то, с чем остаются город, республика, это те активы, которые могут приносить плоды.
Не секрет, что раньше в Уфе было фактически две гостиницы, позволяющие достойно размещать гостей. Сейчас у нас появились новые отели мирового уровня, что дает возможность городу стать неким центром проведения крупных мероприятий и событий различного масштаба. В чем экономический эффект? В том, что туризм – динамично развивающаяся отрасль экономики, составляющая более 4% мирового валового внутреннего продукта. 60% этого туризма приходится именно на деловой туризм. Примерно 2\3 заполняемости всех гостиниц в мире обеспечивается за счет деловых туристов – тех, кто приезжает на конференции. Причем, в среднем, деловой турист тратит больше, чем обычный, – в пределах 1 тысячи долларов в день. Если Уфа станет центром проведения подобных крупных форумов, конгрессов, выставок, конференций, это даст прямой экономический эффект.
- На этот год мероприятия международного и федерального уровня, которые будут проходить в республике, распланированы. Но в долгосрочной перспективе пока нет ясности. Силами региона невозможно привлечь большое количество гостей, нужна помощь федерации.
- Уфа и республика доказали, что умеют проводить саммиты, и, на мой взгляд, это принципиально важно. Повысились управленческие компетенции в проведении подобных мероприятий. Соответственно, если федеральный центр видит, что инфраструктура создана, есть потенциал, умения и навыки проведения таких форумов, то помощь может быть оказана. У нас появилась уверенность в том, что мы это можем. В этом залог успеха того же Татарстана, они смело заявляют о себе, о своей готовности проводить и действительно делают это. Видите, какой эффект это дает? Все ключевые федеральные министры были здесь. Например, министр культуры заявил о том, что готов рассмотреть вопрос финансирования «Симфонической ночи» Республики Башкортостан, и это тоже очень большой эффект – повышение управленческих компетенций.
- Вопрос по поводу создания Нового банка развития БРИКС. Какие проекты заинтересуют этот банк именно в России?
- Президент России Владимир Путин представил свое видение по тем проектам, которые могли бы финансироваться, например, космос, ГЛОНАСС. Но в прикладном аспекте всех интересует сейчас так называемый экономический пояс «Шелкового пути». Это новый проект, который Китаем уже очень активно реализуется. Идея в том, чтобы построить фактически магистраль, которая обеспечила бы беспрепятственный доступ главным образом китайских товаров на Запад через Казахстан и Россию. Башкирия заявилась, хотя и поздно, войти в этот проект в виде участка порядка 280 км.
В Китае сейчас наблюдается некий кризис перепроизводства, поэтому возникают такие проекты как строительство дороги, чтобы обеспечить доступ и реализацию своих товаров. Это основная цель. А что получит от этого республика? Вероятно, какую-то плату за транзит по данной дороге, новые рабочие места по обслуживанию и, самое важное, возможность экспортировать свою продукцию в Китай и азиатские страны.
Источник: Business FM