Строительство туристической зоны «Жигулевская жемчужина» обойдется в 14 млрд рублей. Greenpeace против
Один из крупнейших инвестпроектов Самарского региона в области туризма — создание туристско-рекреационного комплекса «Жигулевская жемчужина», куда войдут горнолыжный курорт, этнографическая деревня, гольф- и яхт-клубы и ряд других объектов. Строительство туристической зоны обойдется в 14 млрд рублей и будет вестись за счет федеральных средств и денег частных компаний. По словам экспертов, с учетом текущей экономической ситуации проекты развития внутреннего туризма имеют большие шансы на успех.
Туристический потенциал
«Жигулевская жемчужина» будет размещена в Самарской области на территории национального парка «Самарская Лука», на правом берегу реки Волги. Проект был задуман еще несколько лет назад. Однако более четкие перспективы он получил только в прошлом году, когда смог войти в федеральную программу развития внутреннего туризма. Проект предполагает строительство целого ряда туристических объектов: горнолыжного курорта, полей для гольфа, спа-комплекса, гостиниц, отелей, парковок. Кроме того, планируется обустроить пляжи на Волге и внутренних озерах.
«Жигулевская жемчужина» будет обеспечена необходимой транспортной инфраструктурой. Помимо ремонта и реконструкции существующих дорог планируется организовать паромную переправу из Самары. Также предполагается, что ТРК будет соединен с Самарой канатной дорогой. Инвесторами строительства выступили самарская ассоциация «Версиво», компании «Ространстерминал» и «Скадо». Предполагается, что канатная дорога будет оборудована 15‑местными кабинами и напрямую свяжет Самару с Рождествено. Помимо канатной дороги, проект предусматривает создание на конечных станциях в Самаре и Рождествено досугово‑развлекательных центров, включающих в себя рестораны, бары, кафе и боулинг. Запланировано обустройство набережной и строительство многоярусной парковки в районе улицы Соколова в Самаре. В настоящее время компания «Версиво» занимается подготовкой документации по планировке территории для создания канатной дороги.
Строительством канатной дороги в Самаре заинтересовалась и французская Poma. «Компания заинтересована принять участие в строительстве канатной дороги Самара — Рождествено и предлагает связать подвесной трассой железнодорожный вокзал со строящимся районом „Южный город“», — сообщили в пресс-службе администрации Самары. Однако каких-либо соглашений на этот счет пока не подписано.
Руководитель департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев отметил, что проект предполагается реализовать в несколько этапов. «Проект, по сути, состоит из четырех отдельных инвестиционных проектов: проект канатной дороги с прилегающей туристской инфраструктурой, проект в Ширяево, отдельный проект в Рождествено и проект в Подгорах. Все они могут быть реализованы независимо друг от друга, но есть приоритетный — канатная дорога, так как он является обеспечивающим проектом транспортной инфраструктуры для „Жигулевской жемчужины”. Соответственно, его реализация рассматривается в первоочередном порядке», — отмечал он.
Greenpeace против
Против проекта строительства ТРК на территории нацпарка «Самарская Лука» выступила международная общественная организация Greenpeace. Весной 2015 года «зеленые» обратились к министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Донскому с просьбой пересмотреть проект особой зоны туристско-рекреационного типа «Жигулевская жемчужина», которая должна быть создана на территории национального парка «Самарская Лука». «Проект противоречит существующему законодательству по следующим причинам: данным проектом предусмотрено существенное сокращение площади заповедной и особо охраняемой зон национального парка», говорится в обращении.
Как сообщается в письме, на территории нацпарков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природе, в том числе строительство дорог, трубопроводов, линий электропередачи и хозяйственных объектов.
«Таким образом, проект положения противоречит подпункту „д” пункта 2 статьи 15 Федерального закона „Об особо охраняемых природных территориях”», говорится в письме. Greenpeace просит ведомство изменить проект в соответствии с законодательством.
Тем не менее, несмотря на обращение Greenpeace, федеральным ведомством были внесены изменения в положение о национальном парке «Самарская Лука», которые уменьшают площади заповедной и особо охраняемой зон парка. «Сейчас мы оспариваем документ в Верховном суде. Первое заседание пройдет в сентябре», — сообщили «Ъ‑Инвестиции» в Greenpeace. Как пояснили в общественной организации, у Greenpeace уже есть опыт подобных судебных разбирательств в других регионах. «В аналогичной ситуации в Республике Коми суд поддержал наши требования», — сказал собеседник «Ъ‑Инвестиции».
Волга как бренд
В целом проект «Жигулевская жемчужина» планируется реализовать в течение девяти лет с момента начала финансирования. Разработчики рассчитывают, что федеральное финансирование откроется в 2016 году. Общая стоимость проекта составит более 14 млрд рублей. Сообщалось, что 2,05 млрд рублей будет выделено из федерального бюджета, 353 млн рублей — из областного и местного бюджетов, остальные средства — деньги частных инвесторов.
Среди инвесторов проекта, помимо корпорации «Версиво», назывались только две компании: «Корпорация Кошелев», которая планировала войти в ТРК с проектом туристической деревни «Новая Рязань», и ООО «Бизнес-клуб г. Тольятти» с проектом «Жигулевский ковчег — Белогорье». Оба проекта предполагают строительство гостиничных комплексов с фермами, национальными строениями, садами, огородами и т. д.
По мнению экспертов, перспективы реализации проекта «Жигулевская жемчужина» очень высоки и количество инвесторов может значительно увеличиться. Внутренний туризм в России вполне может быть интересен бизнесу: у этого рынка огромный потенциал роста, а порог входа весьма низкий, отмечают специалисты.
По словам директора по инвестициям QB Finance Дмитрия Лепешкина, проект имеет очень хорошие перспективы. «В принципе наличие государственного финансирования для туристической отрасли — это довольно редкое явление, поэтому даже с этой точки зрения он вполне привлекателен для частных инвесторов. Кроме того, сейчас, когда рубль существенно ослаб относительно других валют, внутренний туризм динамично развивается, а Волга — это привлекательный туристический объект для многих российских туристов. Поэтому потенциал, без сомнения, большой, на Волжском побережье наблюдается острый дефицит туристической инфраструктуры высокого уровня», — считает он.
По словам господина Лепешкина, развитие внутреннего туризма — это приоритетное направление в контексте геополитической напряженности. «Поэтому сокращение федерального финансирования, с нашей точки зрения, маловероятно. Несколько сокращен может быть объем инвестиций из регионального бюджета, но это может быть компенсировано различными льготами и субсидиями для частных инвесторов», — резюмирует он.
Источник: Коммерсант