"Самоцветное кольцо Урала" - это инициатива бизнеса
Уральский бизнес всерьез взялся за развитие туристического кластера «Самоцветное кольцо Урала». В Свердловской области создана ассоциация "Самоцветное кольцо Урала", которая объединит всех участников туристического автокластера: инвесторов, туроператоров, транспортные компании, музеи, ремесленников и представителей муниципалитетов. Документы на регистрацию новой структуры поданы, пишет «Российская газета».
Напомним, что проект "Самоцветное кольцо Урала" был презентован 1,5 года назад. Это кольцевой маршрут протяженностью 630 километров, который проходит по территории 12 муниципальных образований Свердловской области. По сути, каждое из них так или иначе уже было представлено на внутрирегиональном туристическом рынке, но идея интегрироваться в автокластер возникла лишь в 2013-м.
Надо признаться, поначалу ее восприняли скептически: за 10 лет возникало немало идей, которые представляли в качестве будущих турбрендов и центров притяжения федерального масштаба, но дело почему-то стопорилось. Достаточно вспомнить проект "По следам Ермака". Его анонсировали еще пять лет назад и планировали охватить территории трех субъектов Федерации: Свердловской, Тюменской областей и Пермского края. По факту дальше соглашения о намерениях дело не пошло.
Хотя кое-что все-таки удалось реализовать, но это исключительно заслуга отдельных предпринимателей. В частности, екатеринбуржец Александр Гонохов на собственные средства строит на берегу озера Шарташ деревянный острог, капище, казачьи избы, сторожевые башни, стоянку вогулов. С 2016 года обещает проводить здесь экскурсии. По замыслу бизнесмена, люди, побывавшие на рекламной площадке, обязательно захотят повторить путь дружины Ермака - ни много ни мало 2,5 тысячи километров по суше и воде. Вопрос в том, кто возьмется за организацию туров, строительство гостевых домов на привалах, доставку фермерских продуктов?
"Самоцветному кольцу" повезло гораздо больше: ему удалось заручиться одобрением Ростуризма, но главное - сам бизнес поверил в реальность проекта. Чтобы не повторять чужих ошибок, участники кластера решили еще на берегу договориться о том, кто и как будет им управлять, добиваться единообразия сервиса. Несмотря на то что "Самоцветное кольцо Урала" попало в федеральную целевую программу, на 70 процентов оно будет существовать за счет внебюджетных источников. Заключено 26 соглашений с инвесторами, до конца 2018 года они построят свыше 50 объектов. Сейчас на разных стадиях готовности находятся порядка 20 объектов, в том числе кейтеринговый центр, отели в Алапаевске и Мурзинке, девять сервисных точек, парк бажовских сказов в Арамильском городском округе. Федеральные же деньги потратят на инженерные сети и ремонт дорог. Общий объем финансирования проекта - порядка четырех миллиардов рублей на четыре года.
По мнению одного из ключевых инвесторов Максима Пузанкова, объединение не только увеличит прибыль кластера, но и создаст дополнительные возможности для продвижения проекта на федеральном уровне, обучения персонала в глубинке, поиска новых деловых партнеров.
- К сожалению, в Свердловской области не принят закон о ГЧП, поэтому использовать форму некоммерческого партнерства мы не имеем права. Остановились на ассоциации - совещательном органе. Областные власти могут войти в наблюдательный совет, но в целом участие бюджета в проекте должно быть минимальным: "Самоцветное кольцо" - это прямой интерес и инициатива бизнеса. Государство от проекта получит выгоду опосредованно: в виде обеспечения занятости населения и увеличения налоговой базы. Именно по такому принципу действуют, к примеру, тревел-порты в США, - говорит эксперт.
Илья Попов, заместитель главы Невьянского городского округа, предлагает ввести в рамках "Самоцветного кольца" независимую общественную оценку качества услуг и клиентоориентированности по типу "тайного покупателя" или программы "Ревизорро": как встретили, чисто ли в кафе, как содержатся дороги… По его мнению, это дисциплинирует бизнес.
Уже с 1 мая в рамках кластера начнут действовать шесть регулярных маршрутов разной протяженности и тематической направленности. К примеру, в двухдневном туре "Техника Урала" гостям расскажут историю легендарного мотоцикла "Урал", покажут уникальные коллекции ретроавтомобилей и военной техники. Маршрут "Уральский быт и ремесла" обещает погружение в аутентичную атмосферу деревни, а на экскурсии по "Промышленному Уралу" туристам поведают о заводах, горных мастерах и старателях, позволят спуститься в бывшую золотодобывающую шахту в городе Березовском.
- Совместная работа в рамках ассоциации окажет существенное влияние на развитие туристической отрасли в регионе, - считает вице-премьер, министр инвестиций и развития Свердловской области Алексей Орлов. - Перед нами сейчас стоит задача сформировать комплексный турпродукт, в том числе для иностранных гостей. Значит, нужны единые механизмы ценообразования, маркетинговая политика, стандарты услуг. Мы планируем, что к 2018 году в рамках "Самоцветного кольца Урала" будет создано около тысячи новых рабочих мест, объемы туристических и гостиничных услуг увеличатся на 1,2 миллиарда рублей в год, а количество приезжих - до 700 тысяч человек. Доля кластера в туристической и гостиничной индустрии региона составит 30-35 процентов.
Источник: Российская газета