Ольга Голодец: «Круизный туризм – перезагрузка»
О старте проекта «Волжское море» говорили на форуме «Реки России», который проходил в Тверской области
На площадке отеля «Рэдиссон Резорт. Завидово» тема развития речного круизного туризма была главной.
По словам заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец, сегодня существует огромный потенциал для развития речного туризма, наши реки и морские пути пользуются огромным спросом, пока до конца неудовлетворенным. Программа развития водного туризма будет складываться из двух частей. Прежде всего, это оборудование портов и содействие в создании инфраструктуры подъезда к портам и местам отдыха на воде. Второе направление – поддержка судостроительной отрасли. «Мы понимаем, что это сейчас – задача №1. В 90-е годы судостроительная отрасль перестала работать на потребителя, и сейчас мы прикладываем усилия, чтобы стимулировать строительство новых пассажирских лайнеров разного класса, в том числе на воздушной подушке. Первые суда уже сошли со стапеля»,- рассказала Ольга Голодец.
На встрече с журналистами заместитель председателя правительства РФ заявила, что Тверская область является сегодня одним из регионов - флагманов туристической индустрии, вклад которой в ВВП страны составляет 3,54%. Планируется, что в ближайшее время доля туризма выйдет на цифру 5% ВВП. По словам Голодец, в 2017 году в России было осуществлено 56, 5 млн туристических поездок, в 2018 году ожидается увеличение количества туристов на 10 млн человек.
Заместитель председателя правительства РФ отметила, что в предыдущие годы с 2015 по 2018 годы в Тверской области был создан очень мощный задел для развития туризма. Здесь возник узел, который в будущем, как предполагается, даст серьезный импульс развитию туризма по Волге. Государство помогает судостроителям, создавая льготные условия кредитования. Одновременно государство будет также вкладывать деньги в инфраструктуру проекта. «Мы обсуждаем сейчас транспортные подходы и строительство нового речного порта в Тверской области, который станет отправной точкой круизов по Волге, - сказала она. - Очень важно сконцентрировать средства и ресурсы именно там, где есть серьезный потенциал. Мы находимся в отеле «Завидово», который принимает 200 тыс. человек в год, а всего-то этой гостинице четыре года. Скорость изменений здесь внушает серьезное доверие, и мы понимаем, что те деньги, которые вкладываются в развитие этого кластера, принесут в ближайшее время подобный экономический и социальный эффекты для всей страны».
Выступая на сессии «Национальные цели и стратегические задачи развития речного туризма в России»,губернатор Тверской области Игорь Руденярассказал историю успеха в создании курорта «Завидово». «Завидово» – это не какая-то идея, это конкретная реализованная инвестиционная программа, я бы сказал, что это успешная программа,- заявил он.- Курорту около 12 лет, мы начали в те времена, когда о туризме еще мало говорили. Посмотрели, где самая легкая транспортная доступность, где есть электрички, автомобильные дороги, какая-то уникальность. Оказалось, что это Завидово - самое близкое место, где Волга подходит к Москве».
Игорь Руденя считает, что, когда строишь курорт, нужно сразу преодолевать некую критическую массу, нельзя что-то делать по чуть-чуть. Желательно сразу создать номерной фонд на 500-1000 мест. «Кроме отеля «Рэдиссон Резорт. Завидово» на 500 мест на курорте есть еще несколько небольших гостиниц и мотелей. Плюс комплекс «Завидово» УПДК, который также обеспечивает средства размещения. Итого мы приближаемся к уровню 1000 мест. Это позволило нам сразу прыгнуть вперед. Если двигаться маленькими шажками, то никогда не дойдешь до цели», - сказал губернатор Тверской области.
По словам Игоря Руденя, очень важна государственная поддержка. Невозможно частным инвесторам найти средства и на инфраструктуру, и на все объекты. Здесь помощь государства огромная, но это не значит, что оно просто дарит деньги. «Мы ведь создаем рабочие места, строим места размещения, принимаем туристов, которые потребляют разные услуги. А значит, платятся налоги. Так что это дорога со встречным движением. Что касается транспортно-пересадочного узла, государство берет на себя строительство порта, мы же построим все остальное», - заявил губернатор.
Он также отметил, что никакой курорт не сможет выжить, если не будет работать круглый год. «В «Завидово» летом – река, природа, пляж, зимой мы предоставляем возможности для различных активностей. Таким образом, условия успеха - это правильное планирование, сильный старт, взаимодействие с госструктурами и участие в госпрограммах. Здесь на территории «Завидово», я считаю, сошлось всё», - сказал Руденя.
На встрече с журналистами он заявил, что водный туризм даст толчок развитию среднего и малого бизнеса, которые являются приоритетом для региональной и национальной экономики. «Мы приглашаем подключится к нашей деловой активности и соседей, Ярославскую область и субъекты, расположенные в акватории Волги. Я уверен, что структура будет активно развиваться на всех территориях и направлениях водного туризма, - сказал бизнесмен. - У нас также есть предложение для Яндекса. Предлагаем сделать вкладку для путешествующих по воде, аналогичную приложению Яндекс-карты, которым пользуются туристы, передвигающиеся на автобусах, автомобилях и пешком».
Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский заявил, что в августе было заключено соглашение между Ростуризмом и корпорацией малого и среднего бизнеса, и сейчас создается рабочая группа, в которой его комитет также будем активно участвовать.
«Для нас очень важно упрощение въездных туристических формальностей, и в этом направлении много сделано за последнее время,- сказал сенатор.- Во Владивостоке уже действуют электронные визы, и практика показала, что сбоев нет. Результат - с августа прошлого года через пограничные пункты Владивостока в Россию въехало 220 тыс. иностранных туристов. Получить доступ к этой системе желает приблизительно половина регионов России, а правительство республики Татарстан уже обратилось по этому поводу к Матвиенко. Круглый стол на тему электронных виз будет проведен в ноябре этого года. Надеемся, что на этом мероприятии состоится серьезный разговор о дальнейшем развитии этого механизма».
Валерий Рязанский также рассказал о новом законе, который позволяет работодателям с 1 января будущего года производить оплату отдыха в России своих сотрудников и членов их семей в рамках фонда оплаты труда за счет себестоимости. Это позволяет снизить налоги на 12,5 %. По словам сенатора, до этого закона, который стимулировал бы туристскую область и расширял льготы по налогообложению, вообще не было.
В своем выступлениипрезидент общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявинпривел цифры, которые наглядно показывают, насколько сократился речной и морской круизный флот России по сравнению с советским временами и первыми годами новой России. Так, в 1972 году, по его словам, в СССР было 33 морских круизных судна, они обслуживали 16 регулярных международных рейсов и заходили в порты более 25 стран. Сегодня у нас только одно такое судно - «Князь Владимир». В 1975 году на 80 маршрутах ходили 100 речных круизных судов. За навигацию они обслуживали около миллиона туристов. В 1992 году речной круизный флот России насчитывал уже около 200 теплоходов. Сегодня зарегистрировано примерно 130, из них эксплуатируются 115. Падение почти в 2 раза, и в 2 раза суда стали старее. «Поэтому на повестке дня стоит вопрос обновления флота, - заявил Клявин, - необходимо срочно принимать меры, чтобы выйти на новый уровень судоходства».
Президент «Российской палаты судоходства» также рассказал о мерах государственной поддержки круизного туризма. По его словам, в 2005 году был создан международный реестр судов, а в 2011 году принят закон о поддержке судостроения и судоходства, увязывающий интересы этих двух отраслей. В 2008 году увидел свет закон о компенсации процентных ставок по кредитам, который позволяет предприятиям получать кредиты по ценам мирового рынка. В прошлом году благодаря усилиям всего нашего сообщества депутаты приняли закон, мотивирующий судостроительные компании сдать старое судно на утиль и получить возвратные средства на строительство нового. «Сегодня мне приятно об этом сказать, первая ласточка уже появилась на внутренних водных путях - это судно смешанного класса река-море, которое успешно эксплуатируется с 2017 года. Состоялась также закладка еще одного теплохода класса река-море. А недавно началось строительство колесного судна «Золотое кольцо», которое сможет совершать плавание в условиях мелководья», - рассказал Клявин.
Говоря о проблемах речного круизного туризма, президент «Российской палата судоходства» отметил, что за последние пять лет поток туристов, участвующих в речных круизах, стабилизировался, однако сегодня в речных круизах обслуживается около 300 тыс. туристов в год, более чем в 3 раза меньше, чем в 1975 году.
Он также отметил, что главный вопрос, который в настоящее время беспокоит участников рынка круизного туризма, - это стоимость топлива. Рост цены, по мнению экспертов, приведет к тому, что в следующем году судоходные компании будут вынуждены поднять стоимость путевки на речные круизы на 20-25 %. «Необходимо срочно принимать меры, мы уже отправили соответствующее обращение в правительственные органы», - заявил Алексей Клявин.
Он сообщил, что «Российская палата судоходства» поставила вопрос перед правительством об упрощении визовых формальностей для иностранцев-круизеров. «Чемпионат мира по футболу четко показал, что мы можем это сделать, что можно выдавать визы на 15 дней туристам, которые прибывают на круизные суда, и мы значительно увеличим загрузку круизных судов», - сказал Клявин.
По его словам, в ФЦП необходимо предусмотреть отдельный раздел, посвященный круизному судоходству. «Думаю, у нас есть хорошие перспективы вернуть миллион туристов на реки России», - сказал в заключении президент «Российской палаты судоходства».
Председатель Совета директоров группы компаний «Агранта и ООО «Завидово Девелопмент» Сергей Бачинрассказал, что курорт «Завидово» является частью программы «Волжское взморье», которая предусматривает развитие объектов, находящихся на Волге в Тверской области, на Верхней Волге, в районе Твери, Завидово, Калязино и Кимр. Программа строительства рассчитана на пять лет, бюджетирование идет на первые три года, с 2019 по 2021 год. Предполагается, что в течении месяца трехлетняя программа будет утверждена. «Сейчас обсуждается вопрос, как лучше сделать железнодорожную составляющую - либо это будет инвестпрограмма РЖД, либо часть программы ФЦП. Думаю, в ближайшие три месяца этот вопрос будет решен», - пояснил он.
По словам Бачина, сейчас идет движение по двум направлениям. Первое - строительство транспортной инфраструктуры - транспортно-пересадочного узла, порта, дорог, железнодорожного вокзала. Порт будет туристический и пассажирский, со всеми структурами для круизного, прогулочного и яхтенного туризма. Максимальная емкость – 2 тысячи человек в день. Это зона ответственности правительства. Второе направление связано с частными инвестициями. Это достраивание марины, строительство 3-4 гостиниц уровня 3*, аквапарка и конгресс-холла. На создание этих объектов уйдет от 3-х до 10 лет. «Мы также привели в порядок леса, проложили там дорожки, предусмотрели всевозможные средства для развлечений. В наших планах построить на противоположном берегу Волги четыре опорных лагеря и средства перемещения туда. На том берегу будут проложены туристические маршруты по очень большой территории»,- рассказал он.
Примером успешного развития отрасли экономики, по мнению Сергея Бачина, может служить сельское хозяйство. Вот уже 10 лет в этой отрасли действует очень интересная форма поощрения со стороны государства –сельхозпроизводителей поддерживают инвестициями в основные средства производства в виде субсидирования коммерческой ставки банковского процента. «Мы выступаем, чтобы эта практика была перенесена и на туристическую отрасль. Если это произойдет, думаю, будет бум туризма в Российской федерации. Я верю в счастливую судьбу России и хочу здесь жить, развивать туризм, чтобы было все красиво», - заявил он.
В рамках форума «Реки России» было также подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Тверской области и ООО «ТТ –Трэвел».
Текст и фото: Владимир Савельев