Какое место калужская воздушная гавань займет среди московских и региональных аэропортов? Мнение экспертов
Из нового международного аэропорта Калуги началось выполнение регулярных рейсов в Симферополь авиакомпанией «Центр-Юг». К уже существующему воздушному сообщению Калужского региона с Санкт-Петербургом и Сочи добавилось еще одно направление. Полет выполняются на самолете Sukhoi Superjet 100, на первый рейс набралось около 70 пассажиров, из них 35 детей, которые отправились на курорт по областной программе оздоровления. Остальные приобрели билеты в свободной продаже. Как пояснили RATA-news в АО «Международный аэропорт Калуга», это весьма неплохая загрузка для стартового рейса.
Аэропорт «Калуга» (Грабцево) открылся в мае этого года после полной реновации старого аэродрома, первый рейс – в Санкт-Петербург – состоялся 16 июня. Решение о реконструкции аэродрома и создания на его базе международного аэропорта «Калуга» было принято губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым в апреле 2013 года. Аэропорт находится в 190 км от Москвы, рассчитан на прием воздушных судов типа Airbus А319, Boeing 737-500 и других. Зимой взлетно-посадочную полосу планируют увеличить на несколько сотен метров, чтобы принимать и дальнемагистральные суда. Пропускная способность аэровокзального комплекса составляет в среднем 100 пассажиров в чаc.
Из аэропорта трижды в неделю авиакомпания «Комиавиатранс» совершает рейсы в Санкт-Петербург и один перелет в Сочи. Помимо «Центр-Юг» с начала августа в Симферополь один раз в неделю собирается летать и Red Wings. Авиакомпания Dexter в скором времени поставит рейсы в Нижний Новгород и Саратов. В перспективе аэропорт «Калуга» планирует принимать и отправлять более десяти внутрироссийских рейсов, а также свыше пятнадцати международных. Ожидается, что к 2020 году пассажиропоток достигнет 250-300 тыс. человек, а к 2025 – полумиллиона.
«Мы только начали переговоры с туроператорами и авиакомпаниями, в популяризации туристического потенциала Калужской области нам очень помогает областная администрация», – пояснили в руководстве аэропорта. Там отметили интерес, в том числе и московских операторов к возможностям калужского аэропорта.
По мнению генерального директора компании «Анкор» Ольги Санаевой, если подключить соседние области, операторов с туристическими программами, то аэропорт начнет раскручиваться. Но его развитию может помешать очевидный спад на рынке выездного туризма. «Я была на открытии аэропорта, местные операторы говорили, что готовы подготовить программы, сформировать турпакеты с вылетом из Калуги. А если еще авиакомпании снизят цены, то возможно привлечь и московскую аудиторию – конечно, при условии удобного трансфера в аэропорт. Интересны будут и комбинированные межрегиональные программы», – полагает она.
Международные рейсы тоже найдут своего пассажира. В Калуге множество европейских заводов – «Фольксваген», «Мицубиси», «Пежо», «Ситроен», «Самсунг» и другие. Специалисты этих предприятий заинтересованы в международных перелетах, а на этих же бортах, туроператоры могли бы брать порядка 20 кресел под пляжные пакеты и экскурсионные программы предположила г-жа Санаева.
Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин считает, что Калужская область вышла со своим проектом в не очень удачное время для рынка авиаперевозок да еще и на фоне спада в сегменте международного туризма. С одной стороны, это хороший подарок для жителей Калуги и соседних областей, с другой – идея еще одного хаба недалеко от Москвы сейчас потеряла актуальность. Однако г-н Ромашкин не сомневается, что через несколько лет рынок начнет восстанавливаться, и тогда «посмотрим, какое место калужская воздушная гавань займет среди московских и региональных аэропортов».
Эксперт убежден, что необходимо восстанавливать региональные аэропорты по всей России. Сейчас по стране действуют до ста аэропортов, а нужно – не менее трехсот: «Это дало бы толчок к снижению стоимости авиабилетов, появилась бы доступная малая авиация, сократилось бы число перелетов через столицу. Калужский аэропорт – правильный шаг в этом направлении, он просто опоздал с выходом на рынок. Но чуть позже он может быть успешен».
Директор «Козельского бюро путешествий», председатель Ассоциации организаций туриндустрии Калужской области Елена Губарева считает, что перспективы у аэропорта есть – все-таки Калуга находится довольно близко от Москвы. Успех предприятия во многом зависит от того, какие авиакомпании придут в аэропорт, какие их рейсы будут дотационными и т.д. Правда, она уверена, что даже объединенному турбизнесу Калуги и Тулы не потянуть организацию международных рейсов, в этой связи рассчитывать приходиться на крупных московских игроков. «Если федеральные операторы возьмутся за дело, тогда есть шанс наладить воздушное сообщение, по меньшей мере, с массовыми пляжными направлениями», – заверила г-жа Губарева. А вот рейсы из Калуги по России, то есть в Крым, Адлер, Петербург, Казань, на Урал, а также в Беларусь, у местных жителей будут востребованы. Турфирмы Калужской и соседних областей уже готовы предложить подобные туры. Впрочем, и тут все зависит от дотаций авиаперевозки государством: «Пока стоимость билетов, к примеру, на бортах Red Wings в Симферополь остается очень высокой».
В то же время некоторые эксперты уверены, что до тех пор, пока не решится вопрос удобной, быстрой и доступной по цене доставке пассажиров в Грабцево из Москвы, аэропорт будет интересен только жителям Калуги и близлежащих регионов. Либо тарифы авиаперевозчиков должны быть очень интересны пассажирам, чтобы они приняли решение о вылете из Калуги.
Один из опрошенных экспертов даже назвал проект международного аэропорта в Калуге «мертворожденным» с точки зрения туристических перевозок: «Оттуда в летние отпуска полетят только жители региона и специалисты расположенных в городе иностранных заводов. Москвичей, да и россиян из многих других городов туда ничем не заманишь. В лучшем случае аэропорт можно использовать как дублер при нелетной погоде в Москве».
Однако аэропорт изначально и не ставил целью привлечь именно московскую аудиторию. Речь о том, что в Калужской, Тульской, Смоленской и Орловской областях нет международных аэропортов, а брянский не дотягивает до возможностей калужского. Зато в этих областях проживает суммарно почти 9 млн. жителей, ранее летавших и по России, и за границу исключительно через Москву. Калуга рассчитывает привлечь жителей соседних регионов в качестве авиапассажиров. Сейчас уже прорабатывается вопрос организации бесплатных и льготных трансферов до Грабцево из Тулы, Орла и Смоленска.
Источник: RATA-news