Что делать со старинными усадьбами Ленинградской области? Власти ищут инвесторов
В ближайшие десять лет Ленинградская область планирует увеличить турпоток до четырех миллионов человек в год - показатели 2014 года в два раза меньше. Вместе с разработкой бренда и появлением новых маршрутов, эксперты обращают внимание на еще один неочевидный "козырь" - заброшенные дворянские усадьбы. Однако бизнес пока с опасением вкладывается в новый продукт.
Сегодня по территории региона разбросаны сотни старинных особняков. Согласно приблизительным данным, более 200 бывших поместий живут своей жизнью, находясь на грани исчезновения, и примерно столько же состоят на официальном учете. При этом регистрация, как правило, ничего не значит: восстановленных примеров единицы, а для большей части списка никак не могут найти инвесторов. Основной усадебный фонд Ленобласти - разрушенные временем здания с высаженными вблизи плодовыми деревьями, напоминающими о традиционных дворянских садах. Некоторые дома отчасти еще сохранили свой внешний облик, некоторые - лишь фундамент, а часть объектов и вовсе мало кому известна.
Вопрос судьбы особняков поднимается не первый год на самых разных уровнях: от общественников до федеральных властей. И это понятно, усадьба - целый пласт национальной истории и культуры, который способен привлечь особое внимание. Сейчас для восстановления заброшенных поместий самое удачное время, считают специалисты. Дело в возрастающей популярности внутреннего туризма и интересе к региональным достопримечательностям. Особенно это касается Северо-Запада: за прошедшие месяцы 2015 года число россиян, выбирающих для путешествий Старую Ладогу, Кижи или Псков, выросло на 30 процентов. Именно "усадебные" туры, по словам специалистов, могут стать новым источником притяжения гостей в регион. К тому же эти постройки имеют заведомо выигрышные характеристики.
- Таких преимуществ два. Во-первых, наличие громкой фамилии. Практически все особняки связаны с известными людьми, если не жившими здесь, то уж точно гостившими. Некоторые земли жаловал сам Петр I, где-то жил сын Фаберже, где-то бывал Пушкин. И второе - сложившийся неповторимый колорит, что всегда особенно привлекательно для путешественников, - говорит вице-президент ассоциации "Ленинградская областная торгово-промышленная палата" Елена Дюкарева.
Конечно, власть пытается вдохнуть жизнь в исторические архитектурные ансамбли: в прошлом году президентом был подписан документ, который предусматривает льготы для их арендаторов. Однако сниженная ставка касается лишь объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности. Схожее предложение высказывалось и представителями Ленобласти, этим летом был предложен план экстренного спасения наиболее важных усадеб региона.
Несмотря на это, предприниматели не торопятся браться за восстановление некогда роскошных территорий. Дело в том, что для них это оказывается не столько бизнесом, сколько меценатством. Экономические расчеты подсказывают: проще построить новое, чем отреставрировать старое. Вот примерные цифры: привести особняк в порядок в среднем стоит от 300 до 500 миллионов рублей. И это без учета мебели и украшения интерьеров предметами искусства. Понятно, что такие вложения окупаются не за один год, даже если на месте руин появится гостиница для VIP-персон. Инвесторы тоже не горят желанием участвовать в таких проектах, так как предпочитают что-то более прогнозируемое с точки зрения рентабельности. Здесь в пример можно привести усадьбу "Марьино", что находится в Тосненском районе. Это один из известнейших ансамблей XIX века, принадлежавший раньше Строгановым-Голициным.
- Поместье было приобретено в 2008 году, но назвать его окупаемым пока нельзя. Мы еще в самом начале пути. Чтобы усадьба и парковый ансамбль выглядели достойно, нужно постоянно тратить большие деньги, - поясняет владелица Галина Степанова. - Кроме того, перед нами сейчас стоит вопрос продвижения, и непонятно, то ли в рекламу вкладываться, то ли в особняк.
И это при том, что "Марьино", без преувеличения, самый известный проект такого рода в Ленобласти. Сегодня усадьба имеет возможность одновременно заселить 40 человек, а в день - принять порядка 200 туристов экскурсионными группами. Основная деятельность сводится к уличным мероприятиям. Разводят здесь и животных: баранов, лошадей, кур.
Кстати, восстановление хозяйства - еще одна коммерческая составляющая усадеб. Так, в Лужском районе бизнесмен не только преобразовал особняк Муравьева в гостиничный комплекс, но и занялся яблоневым садом. Масштабная переработка фруктов теперь приносит свой доход. Дополнительную "копейку" получает и предприниматель, взявшийся за усадьбу Михаила Ломоносова в Усть-Рудице. Так как добраться до территории проблематично, дорогу до объекта превратили в конный тракт. Прогулки на лошадях сегодня очень популярный вид отдыха, поэтому без посетителей усадьба остается редко. Если у особняка есть достаточная историческая подоплека, то посещаемость может увеличить небольшой музей. По мнению специалистов, "усадебный" туризм ориентирован, как правило, на две категории. Это либо отели для состоятельных гостей, которые хотят провести время в роскоши прошлых веков, либо варианты для семейных групп. Во втором случае условия предлагаются гораздо проще, но с обязательным отдыхом на природе, экскурсионно-образовательной программой и досугом для детей. Реже роскошные залы сдают под банкеты или для модных фотосъемок.
Сегодня простора для реализации проектов хоть отбавляй, так как ниша представлена единичными примерами, где почти нет конкуренции. К слову, за границей все точно наоборот и наблюдается переизбыток предложений. Чтобы привлечь к усадьбам арендаторов и инвесторов, нужно более деятельное участие властей, а также разработка четкого бизнес-плана, подытоживают специалисты.
Комментарий. Матвей Иванчиков, сотрудник петербургского туристического агентства:
- В случае с русскими усадьбами речь, конечно, идет только о внутреннем туризме. Иностранцам такой продукт пока мало интересен. Кроме того, нужно понимать, что для поездки в Ленобласть проживания в стилизованной гостинице недостаточно, гостям нужна еще какая-то мотивация. Музей, досуг, экскурсии. Известно, что в тех усадьбах, где такая работа ведется, ситуация более-менее стабильна. Вообще, взяться за восстановление особняка - поступок. Вложить большие деньги, привлечь посетителей, организовать транспорт, наладить взаимодействие с властями. Не уверен, что подобный туризм будет развиваться быстро хотя бы потому, что для создания целого "усадебного" маршрута нужно много времени.
Источник: Российская газета